Психолог
Молодой специалист с дипломом психолога может найти себе применение в следующих сферах деятельности:
Начать трудиться в отделе кадров и со временем вырасти до руководителя этого отдела или даже директора по персоналу (хотя эта должность предполагает управление большим количеством людей и знание не только кадрового делопроизводства и законодательства, регламентирующего трудовые отношения, но также владение методами оценки персонала, знание принципов организации обучения, формирования системы мотивации и т.п.).
Сейчас активно развивается направление корпоративного обучения, в рамках которого можно стать как внутренним тренером, так и внешним (то есть работать независимым бизнес-тренером или же устроиться в компанию, которая проводит обучение сотрудников других компаний работе в определенных программах). Получить диплом (сертификат) бизнес-тренера можно при ряде государственных вузов, а также на негосударственных курсах. Серьезное обучение занимает порядка 8–10 месяцев и включает в себя сдачу экзаменов и даже защиту выпускной работы.
Еще одно не менее популярное, чем обучение, направление – это оценка персонала. Ее также могут осуществлять как внутренние специалисты, так и внешние. Есть различные подходы к оценке персонала и, соответственно, курсы и тренинги, на которых с этими методами можно ознакомиться. Психолог может устроиться работать на такую позицию на предприятие социальной сферы (в детский садик, школу, поликлинику, службу психологической помощи населению и т.п.) или же в коммерческую структуру.
Многие специалисты, пройдя дополнительное обучение, начинают работать в смежных областях: консультировании, коучинге, менторстве и даже психотерапии (последнее требует серьезной дополнительной подготовки) и т.п.
Елена Виноградова, частнопрактикующий психотерапевт, психолог, коуч:
Я окончила Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), факультет «Психология образования», по специальности психолог, преподаватель. После окончания вуза продолжала учиться там в аспирантуре по специальности «Психология и развитие акмеологии» (Прим. ред.: предметом изучения акмеологии являются закономерности и пути достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека), защитила кандидатскую диссертацию.
Мое первое место работы, где я трудилась, еще будучи студенткой, – профессиональное техническое училище, где я занималась с трудными подростками, которых отчислили из школы после восьмого класса за неуспеваемость и неадекватное поведение. Там я проработала год.
После окончания вуза я занималась с дошкольниками в Центре психолого-медико-социального сопровождения. И только после этого начала работать со взрослыми людьми, – проводила семинары, супервизии, повышение квалификации для психологов Москвы, работающих в детских садах, школах и т.п. Наряду с этим я преподавала в МГППУ на вечернем отделении. Был опыт работы в Российском православном институте им. Св. Иоанна Богослова на факультете психологии. Вела курсы «Психология девиантного подростка»; «Методология ведения тренинга» и др. Также с 2004 года я начала вести частную психотерапевтическую практику.
Что же касается моего собственного дополнительного образования, повышения квалификации, то я считаю, что психолог и, тем более, психотерапевт, – это такие профессии, где повышать свой уровень и совершенствоваться надо регулярно. За все время после окончания института у меня не было перерыва в обучении более года. Ну а направление, по которому я в определенный момент прохожу дополнительное обучение, определяется необходимостью. Это может быть как длительная образовательная программа (самое продолжительное обучение, не считая вуза, длилось 2,5 года), так и разовый тренинг или мастер-класс. Бывают и недельные, двухнедельные, месячные курсы, – так называемые «интенсивы».
Окончив аспирантуру, я задумалась о получении дополнительного психотерапевтического образования, поскольку в университете нам давали в основном теоретическую подготовку, а практики было очень немного. Я поступила на курс «Понимающая психотерапия» психотерапевта-практика и ученого с мировым именем Ф.Е. Василюка. Занятия проходили по вечерам на протяжении двух с половиной лет. Можно сказать, что там я начала свою психотерапевтическую практику: все приемы, которым нас обучали, мы тут же отрабатывали друг на друге.
Также я проходила обучение гештальттерапии в Московском гештальт институте (МГИ), Московском институте гештальта и психодрамы (МИГИП) и Восточно-европейском гештальт институте (ВЕГИ) (Прим. ред.: от нем. Gestalt, т.е. фигура, образ, целостность, личность (как роль) – направление психотерапии, основными принципами которого является работа в настоящем и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь). Здесь уже в основном были краткосрочные курсы, разовые тренинги или интенсивы (это выездной 10-дневный тренинг, например, в Крыму, когда можно совместить обучение и отдых на природе).
Потом я получила сертификат бизнес-тренера и стала проводить тренинги для сотрудников различных компаний, – по командообразованию, лидерству, развитию управленческих компетенций, продажам, тайм-менеджменту, управлению стрессом и т.п. А затем и тренинги для бизнес-тренеров.
Следующей ступенью в моем развитии стало обучение на коуча в Международной академии коучинга (МАК). Занятия там были в виде 4-дневных модулей, весь курс обучения и сдача экзаменов, четыре модуля, по одному каждый месяц. Изначально я пошла учиться на коуча, поскольку возникла потребность создать курс по коучингу для топ-менеджеров компании, где я работала на тот момент внутренним тренером. Задачу эту я выполнила, после чего я решила заняться коучингом более основательно и вернулась к частной практике.
И вот буквально в июле этого года в журнале «Консультативная психология и психотерапия», вышла моя статья «Коучинг и психотерапия: возможности пересечения практик». И это та тема, которая на данный момент более всего меня интересует: найти точки соприкосновения коучинга и психотерапии и разработать новое направление, объединяющее наиболее сильные технологии обеих практик.
Версия для печати