Традиционные методы привлечения молодых специалистов оказываются все менее эффективными, да и число самих этих специалистов в ближайшие годы резко сократится. Между тем, потребность отечественной экономики в новых сотрудников будет только нарастать. О том, что же делать в этой ситуации работодателям и рекрутинговым компаниям, 16 декабря 2010 года дискутировали участники круглого стола «Рынок лучших кандидатов».
Организатором мероприятия, проходившего в новом корпусе экономического факультета МГУ, стала компания FutureToday – лидер на рынке российского Graduate-рекрутмента, т.е. вербовки персонала из числа выпускников высших учебных заведений. Партнер компании Денис КАМИНСКИЙ привел неутешительные прогнозы грядущего сокращения числа выпускников вузов и трудоспособной молодежи вообще. Так, к 2020 году вследствие демографической «ямы» число молодых людей в возрасте 15–19 лет, составит лишь 81% от нынешнего показателя. Впрочем, пик сокращения этой возрастной группы будет пройден в 2015 году (77%). К 2020 году значительно сократится число россиян и в возрасте 25–29 лет – до 69% от современного уровня. Но самое существенное сокращение ждет группу 20–24-летних. К 2015 году их будет уже 69% от современного уровня, а к 2020 – 54%, т.е. число новых выпускников вузов, среди которых этот возраст преобладает, сократится практически вдвое. При этом число открытых вакансий на отечественном рынке труда не только не сократится, но и продолжит расти. В этих условиях перед работодателями чрезвычайно остро встанет вопрос о привлечении молодых специалистов, которые будут буквально нарасхват.
Согласно исследованию аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, современные выпускники российских вузов любят перемены, ценят разнообразие, работу в команде, готовы учиться новому, уверены в себе, нетерпеливы и верят, что их работа «может изменить мир». Учитывая изменение в молодежном менталитете, PricewaterhouseCoopers сменила написание своего бренда на более краткую аббревиатуру PwC и перешла на более яркие, а значит, более привлекательные для молодежи, фирменные цвета.
Бренд или бубен?
Битва за молодежь все более обостряется, а значит, работодателям надо использовать весь потенциал доступных средств для удовлетворения своего кадрового голода. Проще всего живется компаниям с раскрученным брендом, популярным среди молодежи. Таким работодателям даже не надо проводить каких-либо специальных акций по ее привлечению. Согласно исследованию FutureToday проведенному среди 2224 студента из 10 наиболее востребованных работодателями вузов Москвы, лидером студенческих симпатий стал Газпром, далее следуют Apple, Goggle, IBM и BMW. Другой путь к сердцу студента лежит через последовательную работу с вузами, включающую в себя проведение презентаций, информирование о своей деятельности, размещение вакансий, проведение специальных учебных курсов, тренингов и т.п. В этом направлении, согласно ответам московских студентов, лидерские позиции занимает PwC, KPMG Ernst&Young и Procter&Gamble и Deloitte.
Важной особенностью прошедшего круглого стола был его дискуссионный характер, не сводившийся к обычному «лекционному режиму». По предложению управляющего партнера компании FutureToday Екатерины ШУБЕРТ, работодатели, участвующие в мероприятии, разбились на 4 группы и устроили мини-дискуссии по наиболее актуальным для них аспектам работы с выпускниками. Так, многие работодатели отметили постепенное снижение уровня подготовки студентов, причем для некоторых вузов низкое качество образования уже стало нормой. Кроме того, работодателей огорчает инертность работников высшего образования, не стремящихся особо пускать работодателей на свою территорию.
Одной из новых тенденций развития молодежного рынка труда работодатели и эксперты признали высокую интернетизацию. По данным FutureToday, опрошенные студенты концентрируют свое внимание на 6 основных порталах по трудоустройству, в том числе Job.ru. Остальные ресурсы за пределами основной «шестерки» значительно менее популярны среди студентов. При этом, как отметил Денис Каминский, помимо традиционных лидеров рекрутинговых интернет-порталов, активная работа по трудоустройству ведется в рамках социальных сетей и других «непрофильных» web-ресурсов. Безусловным лидером в этой группе является социальная сеть vkontakte.ru, ее отметили 42% респондентов, далее следуют mail.ru, yandex.ru и google.ru. Интересно, что такая популярная социальная сеть, как «Одноклассники», не вошла даже в десятку лидеров – ее назвали лишь 55 респондентов.
Дискуссии между работодателями приняли такой активный характер, что не смогли завершиться в оговоренные временные рамки и продолжились в ходе завершающего кофе-брейка. В целом круглый стол «Рынок лучших кандидатов» показал, что наиболее активные работодатели совершенно четко сознают, какие трудности при найме молодых кадров их ожидают уже в ближайшие годы и уже готовы решать эти проблемы сообща. Осталось лишь объединить их усилия с аналогичными процессами в высшем образовании.
Статистика
Не стоит расслабляться и тем работодателям, которые уже привлекли в свои ряды молодежь. Согласно международному исследованию PwC, 75% российских выпускников намерены в течение своей жизни сменить от 2 до 5 работодателей. Впрочем, по данному показателю нашей стране далеко до Ирландии, где менять работу аналогичное число раз собираются 90% выпускников. Связать свою судьбу с одной компанией на всю жизнь мечтают 12% российских выпускников, причем россияне, как и китайцы, в данном случае на втором месте. Больше всех мечтают о постоянном работодателе турецкие выпускники – 17%. Довольно мало среди россиян тех, кто собирается менять работу часто – от 6 до 9 раз (10%), и более 10 раз (5%). Самыми «ветреными» оказались поляки – 31% желает поменять работу от 6 до 9 раз, и турки, среди которых каждый пятый (21%) намеревается сменить за свою жизнь более 10 работодателей.
Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва»
Версия для печати