Россия входит в первую десятку стран, приоритетных для экспансии международного ритейла в 2011 году. Такое заключение сделали аналитики международной консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости CB Richard Ellis (CBRE) по итогам опроса 212 компаний западных «розничников». Крупные торговые сети, полагают эксперты, не только готовы принести в Россию качественное обслуживание, но и наполнить рынок труда соответствующими вакансиями.
Несмотря на то, что наша страна оказалась в первой десятке, настоящим лидером по привлекательности для развития розницы с большим отрывом от остальных вошла Германия – ее выбрали 41% опрошенных компаний. На втором–третьем месте Польша и Франция – у них по 33%. Россия и Чехия делят 6 и 7 место – 28%. Стоит особо отметить, что в кризисном 2009 году Россия занимала в данном рейтинге лишь 10 место, т.е. привлекательность отечественной экономики для экспансии западных торговых сетей выросла весьма значительно.
Очевидно, что рост интереса к России вызван не столько успехами отечественной экономики, сколько общим посткризисным восстановлением мировой розницы. Так, по данным CBRE, число ритейлеров, планирующих открыть в странах EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) 40 и более новых магазинов, выросло с 13% в 2009 году и до 19% в 2010 году. Например, по данным портала retail.ru, к агрессивной экспансии в регион готовятся такие бренды как Aldo, Superdry и Hollister, а американский бренд Forever21, выпускающий одежду, недавно объявил о «штурме» рынка Великобритании, планируя открыть более 100 магазинов.
Наибольшие амбиции у розничных сетей профилей Mid-range Fashion (повседневная одежда среднего ценового сегмента) и Value&Denim (одежда со скидками, джинсовая одежда). Порядка 28% компаний, работающих в этих профилях, собираются открыть более 20 магазинов в следующем году, против 16% в 2010 году. Такая разница говорит о растущей уверенности и оптимистичном прогнозе уровня потребительских расходов в этом ключевом сегменте. Пока же ритейлеры Value & Denim пользуются возможностью увеличить свою долю на рынке за счет снижения покупательской способности, вызванной нестабильность экономики.
Поскольку в России присутствует значительное количество международных розничных сетей, естественно, они оказывают значительное влияние на формирование и спрос на рынке труда. В случае сохранения стабильной ситуации зарубежные сети будут развивать свой бизнес в стране, в первую очередь региональный. В то же время, по данным Столичной консалтинговой группа «Топ Персонал», в Москве зарубежные торговые сети продолжают развиваться во всех направлениях – в сегменте продовольственных товаров, бытовой техники, лекарств, алкогольных напитков, одежды, парфюмерии и косметики, строительных материалов, товаров для дома, подарков.
Успешное распространение западных ритейлеров наносит существенный удар по отечественному бизнесу. Несмотря на огромные очереди к кассам и нехватке парковочных мест, потребитель продолжает закупать товары для дома и продукты питания именно у крупных ритейлеров. Кроме того, по данным кадрового агентства «Топ Персонал», зарубежные розничные сети значительно влияют и на отечественный рынок труда, постоянно подпитывая его свежими вакансиями не только на уровне линейных специалистов, но и по управленческому персоналу и «среднему звену». Правда, иногда, требования «иностранцев» к своим сотрудникам несколько завышены, а уровень заработных плат занижен, чем и обусловлена высокая текучка кадров. Резонно предположить, что кризис мелкой розничной торговли в столице, вызванный решением властей Москвы пересмотреть места расположения небольших торговых точек, может в какой-то мере помочь иностранным «торговцам» еще больше усилить свое влияние на российском рынке. Произошедшие пертурбации в московской рознице на руку крупным торговым сетям, которые получат не только пространство для дальнейшего развития, но и еще большее количество потенциальной рабочей силы. В центре столицы не хватает продовольственных магазинов, а в частных магазинах цены неоправданно завышены.
Правда, в данном вопросе у экспертов нет единого мнения. Так, например, специалисты кадрового агентства Kelly Services полагают, что закрытие мелких торговых точек принципиального влияния на крупных сетевиков не окажет.
Ульяна ТРИФОНОВА, территориальный директор по массовым проектам Kelly Services:
Потребность в кадрах в ритейле существует всегда. По результатам одного из последних исследований Kelly Services, две трети сотрудников розничной торговли желали бы работать в других сферах, поэтому, несмотря на то, что уровень заработных плат не пересматривался, текучесть остается на высоком уровне, особенно среди персонала начального уровня. В этом году розничный сегмент серьезно активизировался, наверстывая упущенные возможности кризисного периода – как следствие, рост наблюдался и в количестве персонала компаний, и в уровне оплаты труда.
Рынок розничной торговли на сегодняшний день характеризуется высоким спросом на продавцов-консультантов, различных менеджеров, товароведов и других специалистов розничной торговли начального и среднего уровня.
Алина ЗЕЛИКСОН, генеральный директор Столичной консалтинговой группа «ТопПерсонал»:
На конец 2010 года рынок ритейла востребовал 3388 продавцов, что значительно превышает востребованность в кадрах в 2009 году. Однако количество резюме превышает предложения – на сегодняшний день ищут работу 8435 менеджеров по продажам, 3910 торговых представителей, 594 продавцов, 2050 мерчендайзеров и 317 менеджеров по работе с клиентами. Такая ситуация, на мой взгляд, обусловлена, прежде всего, демонтажем и переносом торговых точек в центре столицы и вблизи станций метро. Несомненно, уровень заработных плат сразу же отреагировал: если в начале 2010 года средняя заработная плата составляла 12 тысяч рублей в месяц, то на сегодняшний день она снизилась примерно до 8 тысяч рублей.
Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва»
Версия для печати