»Хочешь жить? Умей учиться
» http://gelyon.ru/page.php?id=263

Учиться необходимо, чтобы существовать. Человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом, он может сам строить себя как личность и улучшить качество своей жизни. Человек, который прекращает учиться, безнадежен.<br />
<br />
<br />
<br />
Представьте себе недалекое будущее, лет эдак через пятьдесят, ну, может, семьдесят. Представили? Посмотрите: средняя школа по-прежнему мало изменилась. Она дает некоторые общие представления о мироустройстве — ну там таблица Менделеева, таблица умножения, еще какая-нибудь таблица. После окончания очень средненькой школы каждый осваивает несколько новых предметов. Где, спросите вы? Да на всевозможных курсах, тренингах и разных обучающих семинарах. Например, желающие выйти замуж за миллионера проходят курсы миллионерских жен, куда непременно будет внесен предмет &quot;Как потратить миллион за неделю&quot;. Обязательной программной темой станет &quot;Как не мешать мужу зарабатывать&quot;; это самая сложная обучающая программа.<br />
<br />
Короче говоря, обучение всех и вся станет всеобщим, разнообразным и разносторонним процессом. На вопрос &quot;Как дела?&quot; один приятель скажет другому: &quot;Изучаю основы конфликтологии!&quot;. И если собеседник не сразу поймет важность предмета и переспросит &quot;Для чего?&quot;, то терпеливый знакомый ответит ему, как само собой разумеющееся:<br />
<br />
— Это ведь так понятно. Для того, чтобы не было конфликтов!<br />
<br />
Если говорить серьезно, то учиться необходимо, чтобы существовать. Вы только задумайтесь: ни одно учебное заведение не готовит выпускников к работе в коммерческих структурах. А если и готовит, то очень часто наше образование не соответствует требованиям, которые предъявляют к специалистам современные компании. Да и государственные организации — тоже. Вузы выпускают студентов, не имеющих представления о ситуации на кадровом рынке, но претендующих на высокие должности. С этой проблемой приходится сталкиваться постоянно. Отсюда вывод: необходимо существенно расширять свой кругозор как специалиста, то есть учиться.<br />
<br />
Второй мотив для обучения: если ваша специальность перестала требоваться на рынке труда, необходимо быстро переучиваться, чтобы вновь влиться в армию работающих и строящих свою карьеру людей. Если вы умеете учиться, если вы не боитесь обучения, если вы спокойно относитесь к мысли, что учиться необходимо всю жизнь, наши поздравления: ваша карьера практически обеспечена.<br />
<br />
Есть такая наука &quot;андрагогика&quot;; это наука об обучении взрослых людей. По-гречески &quot;андрос&quot; — &quot;человек&quot;, &quot;гогика&quot; — &quot;воспитание&quot;. Сам термин с филологической точки зрения, если рассмотреть этимологию русского слова &quot;воспитание&quot;, означает &quot;вскармливание, питание чем-то важным, полезным, жизненно необходимым&quot;. Таким образом, славянское понимание андрагогики означает &quot;человековскармливание, человекопитание, напитывание человека знаниями, столь же жизненно необходимыми, как и еда&quot;. У древних греков же — совершенно иное значение этого слова, поскольку &quot;воспитание&quot; у них означает дословно &quot;движение&quot;, &quot;путь к определенной цели&quot;. Отсюда напрашивается мысль, что, например, педагогика — это детский путь, а андрагогика — это путь взрослого человека, человековедение. Андрагогика сегодня стала образом существования всех тех, кто хочет улучшить качество своей жизни. Узнайте об этом, если еще не знаете.<br />
<br />
Итак, как говорил дедушка Ленин, трижды учиться никогда не поздно. Посему поговорим об обучении.<br />
<br />
Современный, так быстро меняющийся мир требует учебы от огромной армии специалистов. Мы начинаем понимать, что обучение — это своего рода конвейер по производству профессионалов, способных компетентно работать в изменяющихся условиях и без напряжения переучивающихся при необходимости. Причем непрерывно, всю жизнь. Да, это нелегко. Но зато человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом, он может сам строить себя как личность. Вот почему андрагогика возникла как самостоятельная наука об обучении именно взрослых. Ее основы были сформированы более тридцати лет назад несколькими американскими и английскими учеными.<br />
<br />
Согласно андрагогике, человек, который прекращает учиться, безнадежен. Потому что обучение так же естественно для людей, как дыхание, питание, сон, игра или продолжение рода. Правда, мы привыкли, что учатся, в основном, дети. А взрослые отличаются от детей, поэтому их нужно учить по-другому. Это предположение основывается на мнении профессионалов, философских предположениях, связанных с человеческой психологией, на прогрессивном образовании и растущем числе исследований и теорий по обучению взрослых.<br />
<br />
Конечно, каждый взрослый человек, то есть мы с вами, есть самостоятельная, ленивая и упрямая личность, и заставить нас обучаться не так-то просто. Особенно если мы сомневаемся в такой необходимости, стесняемся этого под предлогом, что &quot;только дети учатся&quot;. Есть аргументы для изменения такого мнения. Вот они.<br />
<br />
<br />
<br />
* взрослые могут учиться всю жизнь;<br />
* взрослые более независимы и целеустремленны;<br />
* взрослые более заинтересованы в получении значимой информации;<br />
* у взрослых имеется жизненный опыт, который повышает их способность к обучению;<br />
* взрослые больше стремятся к знаниям, чтобы решать свои проблемы;<br />
* у взрослых сосредоточенность на учебе более глубока;<br />
* взрослые интеллектуально более пытливы;<br />
* взрослые более убедительно мотивируют свое обучение;<br />
* взрослые готовы взять на себя ответственность за обучение;<br />
* взрослые заботятся о практическом применении и использовании полученных знаний. <br />
<br />
<br />
Легко понять, что обучение взрослых — это дополнение к роли взрослого. И учеба до некоторой степени формируется этой ролью, у каждого своей. Отсюда интересно выяснить причины, по которым мы все-таки учимся, если уж решились на это.<br />
<br />
<br />
* для удовлетворения любопытства или отгадывания загадки;<br />
* для получения ответов на вопросы;<br />
* для получения удовольствия от применения нового навыка;<br />
* ради чистого удовольствия от учебы;<br />
* для встречи с другими людьми, у которых такие же интересы;<br />
* для успеха в работе. <br />
<br />
<br />
<br />
Что мотивирует взрослого учащегося? Андрагогика выделяет три основных типа обучающихся: ориентированные на цель, ориентированные на деятельность и ориентированные на учебу. Человек может переходить из одного типа в другой при различных ситуациях, и часто взрослый учащийся заключает в себе несколько типов обучающихся. Хотя, может быть, и правда, что &quot;лучшая мотивация — это самомотивация&quot;. Если вам удастся развить интерес к предмету, продемонстрировать на ранней стадии, что обучение будет полезным, а также гарантировать малый риск, то вы можете убедить некоторых людей, упрямо не желающих учиться. В том числе и себя.<br />
<br />
<br />
Иногда определение позитивных и негативных собственных ожиданий может прояснить ситуацию. Попробуйте сесть и написать на бумаге сдерживающие факторы, которые мешают вам начать учиться. У вас может получиться следующее:<br />
<br />
<br />
* семья, связанные с домом проблемы;<br />
* тревоги по поводу оплаты за обучение;<br />
* вопросы, касающиеся перспективности обучения;<br />
* качество обучения;<br />
* безразличие к учебе вообще;<br />
* отсутствие уверенности в своих способностях;<br />
* несовместимость времени и места обучения с вашей нынешней работой или другими обстоятельствами. <br />
<br />
<br />
<br />
<br />
Внимательно прочитав этот список и сравнив его с аргументами в пользу обучения, вы поймете: многое преодолимо. Тем более если вы, натура независимая и самостоятельная. Вы стремитесь к самореализации в различных сферах деятельности, сознавая, что ваша жизнь должна быть непрерывной цепью интересных и наполненных узнаванием нового впечатлений. Если так, то именно вы — настоящий герой XXI века, и имя вам — &quot;человек учащийся&quot;.