»Иностранные ритейлеры нацелились на Россию » http://gelyon.ru/page.php?id=383 |
Россия входит в первую десятку стран, приоритетных для экспансии международного ритейла в 2011 году. Такое заключение сделали аналитики международной консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости CB Richard Ellis (CBRE) по итогам опроса 212 компаний западных «розничников». Крупные торговые сети, полагают эксперты, не только готовы принести в Россию качественное обслуживание, но и наполнить рынок труда соответствующими вакансиями.<br /> <br /> Несмотря на то, что наша страна оказалась в первой десятке, настоящим лидером по привлекательности для развития розницы с большим отрывом от остальных вошла Германия – ее выбрали 41% опрошенных компаний. На втором–третьем месте Польша и Франция – у них по 33%. Россия и Чехия делят 6 и 7 место – 28%. Стоит особо отметить, что в кризисном 2009 году Россия занимала в данном рейтинге лишь 10 место, т.е. привлекательность отечественной экономики для экспансии западных торговых сетей выросла весьма значительно.<br /> <br /> Очевидно, что рост интереса к России вызван не столько успехами отечественной экономики, сколько общим посткризисным восстановлением мировой розницы. Так, по данным CBRE, число ритейлеров, планирующих открыть в странах EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) 40 и более новых магазинов, выросло с 13% в 2009 году и до 19% в 2010 году. Например, по данным портала retail.ru, к агрессивной экспансии в регион готовятся такие бренды как Aldo, Superdry и Hollister, а американский бренд Forever21, выпускающий одежду, недавно объявил о «штурме» рынка Великобритании, планируя открыть более 100 магазинов.<br /> <br /> Наибольшие амбиции у розничных сетей профилей Mid-range Fashion (повседневная одежда среднего ценового сегмента) и Value&Denim (одежда со скидками, джинсовая одежда). Порядка 28% компаний, работающих в этих профилях, собираются открыть более 20 магазинов в следующем году, против 16% в 2010 году. Такая разница говорит о растущей уверенности и оптимистичном прогнозе уровня потребительских расходов в этом ключевом сегменте. Пока же ритейлеры Value & Denim пользуются возможностью увеличить свою долю на рынке за счет снижения покупательской способности, вызванной нестабильность экономики.<br /> <br /> Поскольку в России присутствует значительное количество международных розничных сетей, естественно, они оказывают значительное влияние на формирование и спрос на рынке труда. В случае сохранения стабильной ситуации зарубежные сети будут развивать свой бизнес в стране, в первую очередь региональный. В то же время, по данным Столичной консалтинговой группа «Топ Персонал», в Москве зарубежные торговые сети продолжают развиваться во всех направлениях – в сегменте продовольственных товаров, бытовой техники, лекарств, алкогольных напитков, одежды, парфюмерии и косметики, строительных материалов, товаров для дома, подарков.<br /> <br /> Успешное распространение западных ритейлеров наносит существенный удар по отечественному бизнесу. Несмотря на огромные очереди к кассам и нехватке парковочных мест, потребитель продолжает закупать товары для дома и продукты питания именно у крупных ритейлеров. Кроме того, по данным кадрового агентства «Топ Персонал», зарубежные розничные сети значительно влияют и на отечественный рынок труда, постоянно подпитывая его свежими вакансиями не только на уровне линейных специалистов, но и по управленческому персоналу и «среднему звену». Правда, иногда, требования «иностранцев» к своим сотрудникам несколько завышены, а уровень заработных плат занижен, чем и обусловлена высокая текучка кадров. Резонно предположить, что кризис мелкой розничной торговли в столице, вызванный решением властей Москвы пересмотреть места расположения небольших торговых точек, может в какой-то мере помочь иностранным «торговцам» еще больше усилить свое влияние на российском рынке. Произошедшие пертурбации в московской рознице на руку крупным торговым сетям, которые получат не только пространство для дальнейшего развития, но и еще большее количество потенциальной рабочей силы. В центре столицы не хватает продовольственных магазинов, а в частных магазинах цены неоправданно завышены.<br /> <br /> Правда, в данном вопросе у экспертов нет единого мнения. Так, например, специалисты кадрового агентства Kelly Services полагают, что закрытие мелких торговых точек принципиального влияния на крупных сетевиков не окажет.<br /> <br /> Ульяна ТРИФОНОВА, территориальный директор по массовым проектам Kelly Services:<br /> <br /> Потребность в кадрах в ритейле существует всегда. По результатам одного из последних исследований Kelly Services, две трети сотрудников розничной торговли желали бы работать в других сферах, поэтому, несмотря на то, что уровень заработных плат не пересматривался, текучесть остается на высоком уровне, особенно среди персонала начального уровня. В этом году розничный сегмент серьезно активизировался, наверстывая упущенные возможности кризисного периода – как следствие, рост наблюдался и в количестве персонала компаний, и в уровне оплаты труда.<br /> <br /> Рынок розничной торговли на сегодняшний день характеризуется высоким спросом на продавцов-консультантов, различных менеджеров, товароведов и других специалистов розничной торговли начального и среднего уровня.<br /> <br /> Алина ЗЕЛИКСОН, генеральный директор Столичной консалтинговой группа «ТопПерсонал»:<br /> <br /> На конец 2010 года рынок ритейла востребовал 3388 продавцов, что значительно превышает востребованность в кадрах в 2009 году. Однако количество резюме превышает предложения – на сегодняшний день ищут работу 8435 менеджеров по продажам, 3910 торговых представителей, 594 продавцов, 2050 мерчендайзеров и 317 менеджеров по работе с клиентами. Такая ситуация, на мой взгляд, обусловлена, прежде всего, демонтажем и переносом торговых точек в центре столицы и вблизи станций метро. Несомненно, уровень заработных плат сразу же отреагировал: если в начале 2010 года средняя заработная плата составляла 12 тысяч рублей в месяц, то на сегодняшний день она снизилась примерно до 8 тысяч рублей.<br /> <br /> Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва» |