»Судьба ласкает молодых и рьяных » http://gelyon.ru/page.php?id=278 |
Рынок соискателей ограничен в предложениях и не предоставляет кандидатов с тем уровнем компетенций, который необходим современным организациям. Не удивительно, что растет число компаний, готовых вкладывать средства в обучение молодых и развивать их именно в нужном для них направлении.<br /> <br /> Институт и бизнес<br /> — Выпускник хорошего российского вуза востребованной специальности, владеющий иностранным языком, как правило, имеет на руках несколько предложений от работодателей уже к моменту окончания университета и может выбирать наиболее интересный вариант для себя, — признает Наталья Пудалова сommunication & recruitment manager.<br /> — Чтобы стать интересным соискателю, работодатель должен предложить не только возможность работы или стажировки в компании, но и специально разработанные программы развития, тренинги, обучение, программы интеграции и т.п.<br /> Если раньше большая часть graduate−программ была направлена на привлечение студентов выпускного курса и недавних выпускников, то сегодня многие из них рассчитаны на более молодую аудиторию.<br /> — Представители компаний выбирают учебные заведения, выпускающие специалистов необходимых им профессий, и начинают «вербовку» лучших студентов уже с третьего курса, плотно работая с администрацией самих вузов, предлагая практики и стажировки, размещают рекламные плакаты, привлекая потенциальных сотрудников, - рассказывает Юлия Карабина, human resources LLC Whirlpool CIS.<br /> Одна из тенденций последнего времени в работе компаний с институтами — обучение тем знаниям и навыкам, которые интересны конкретной компании. Так, компания Microsoft открыла спецкурс на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, а компания Ericsson — в Университете связи. Компании «Роснефть» и «Шлюмберже» набирают выпускников бакалавриата МФТИ в магистратуру этого института, обеспечивая их дополнительной стипендией, реальными исследовательскими проектами и дальнейшим трудоустройством.<br /> <br /> Практика для теоретиков<br /> Отсутствие практики во время обучения остается основной проблемой российского высшего образования, и компании стараются восполнить этот пробел.<br /> Два года в L’Oreal Россия существует проект, предназначенный для молодых специалистов и выпускников вузов, — Management Training Programme. Это годовая программа, сочетающая в себе on−the−job training в основных бизнес−подразделениях компании, коучинг, а также тренинги и семинары, нацеленные на развитие личностной эффективности и приобретение профессиональных навыков. Она предполагает постоянное трудоустройство с первого дня, а не временный контракт.<br /> Компания Whirlpool предлагает наиболее способным студентам возможность международной стажировки в одном из европейских офисов. Стажировка длится 6−9 месяцев, после чего, как правило, следует предложение о работе.<br /> В REHAU действует Тrainee Program, в рамках которой в течение одного года молодые выпускники знакомятся с различными областями деятельности. После окончания Trainee Program у них есть возможность продолжить работу в одном из отделов компании. Все эти программы дают возможность молодым серьезно и неспеша изучить бизнес крупных компаний, почувствовать их корпоративный дух.<br /> <br /> Площадка для экспериментов<br /> В последние годы компании стали больше доверять студенческим знаниям и чаще предоставлять молодежи возможности для практического внедрения их разработок.<br /> — В процессе обучения студенты получают много теоретических знаний. Мы предоставляем возможность применить полученные знания на практике и реализовать свой потенциал, — говорит Наталья Телегина, personal manager компании REHAU. — Компания предоставляет базу и условия, необходимые для написания дипломных проектов. Ребята могут выбрать подходящую тему из ряда технических, экономических, информационных заданий. Новая программа адаптации для студентов вузов «Стажер» пивоваренной компании «Балтика» рассчитана на выпускников и студентов экономических вузов, планирующих работать в сфере маркетинга. За 3−5 месяцев студенты — участники программы получают не просто практический опыт, но внедряют в реальное производство свои идеи и разработки. По итогам программы самые активные молодые специалисты будут приняты в штат предприятия.<br /> <br /> Талант познается в игре<br /> Если раньше компаниям достаточно было устроить презентацию в вузе или на «Ярмарке вакансий», то сейчас вследствие стремительных изменений на рынке труда у молодых специалистов заметно возросли требования к работодателям. По мнению Варвары Лялягиной, менеджера по подбору персонала Procter&Gamble, сегодня молодежь хочет не только слушать рассказы о компании, но и хотя бы «попробовать» немного поработать в ней. Одно из новых направлений работы с будущими специалистами — создание для них специальных кейсов, бизнес−игр, тренингов, которые позволяют студентам «почувствовать» себя настоящими специалистами, а компаниям — провести всестороннюю оценку и отобрать самых перспективных ребят.<br /> К примеру, Procter&Gamble предлагает студентам участие во всевозможных семинарах, тренингах и интерактивных бизнес−играх — подобные мероприятия дают им шанс «почувствовать», что значит работать в международной компании. Компания и раньше предлагала молодежи подобные программы, но в 2007 году, учитывая тенденции рынка, решено сделать более сильный акцент на этом направлении.<br /> Кроме того, считает Варвара Лялягина, студенты хотят понять, что организация может им предложить, какие здесь имеются условия для работы, обучения и развития, в каком коллективе им предстоит провести годы своей жизни. Для этого помимо стандартной программы стажировок P&G организует различные семинары для студентов на международном и локальном уровнях по финансам, информационным технологиям в бизнесе, научным исследованиям и т.п.<br /> С этого года подобные семинары для участников из России проводятся в московском офисе. Так, 20 октября будет проходить семинар в формате деловой игры по управлению системами поставок. Чтобы познакомить студентов с системой обучения в P&G, для них были адаптированы тренинги, которые сотрудники проходят в первый год работы в компании. Этот курс вызвал активный интерес у молодежи, и его планируется повторить в следующем году, возможно, с добавлением новых тренинговых программ.<br /> Компания L’Oreal проводит две международные online бизнес−игры: L’Oreal Brandstorm — деловая игра в области маркетинга, в которой в течение нескольких месяцев студенты из 30 стран работают над созданием нового продукта совместно с крупнейшим международным рекламным агентством — разрабатывают и создают рекламную кампании, стратегию и упаковку. Другая игра L’Oreal E−strat Challenge дает молодежи уникальную возможность попробовать свои силы в роли генерального менеджера виртуальной косметической компании в команде с другими игроками. Лучшие команды получают призы, главный из которых — поездка в любую страну мира.<br /> С 2006 года для студентов−практикантов начала действовать программа «Будущее Севера», которую реализует ОАО «ГМК «Норильский никель». Ядром программы является деловая игра−тренинг, в ходе которой практиканты разрабатывают и реализуют разные проекты. В конце практики все участники проходят аттестацию, по итогам которой определяются студенты, с которыми компания заключает договор о целевой подготовке и трудоустройстве после успешного окончания вуза.<br /> <br /> Учеба плюс работа<br /> Раньше работодатели редко шли навстречу студентам очных отделений, которые не могли посещать офис в дневное время — подавляющее большинство программ было рассчитано на обычный восьмичасовой график работы. Сейчас компании стали более лояльными — позволяют студентам стажироваться в вечернее время, договариваются с вузами о возможностях совмещения слушателями работы и учебы, развивают дистанционные формы взаимодействия и т.п.<br /> Так, недавно компания Philips проводила конкурсный отбор студентов 3−5 курсов для участия в программе «Набор и развитие молодых специалистов». Она предполагает летнюю стажировку в различных подразделениях компании, которая впоследствии дает возможность лучшим студентам совмещать работу с учебой в течение нового учебного года, а после окончания вуза получить место в компании.<br /> По словам Марии Бек, директора по персоналу отеля Ararat Park Hyatt Moscow, в гостиничном бизнесе молодые специалисты зарубежных вузов могут рассчитывать на менеджерские позиции после года стажировки, тогда как выпускники отечественных вузов из−за отсуствия практического опыта начинают с линейных позиций официантов, клерков на ресепшн и даже горничных, доходя до руководящего уровня лет через пять усердного труда.<br /> — Недавно мы подписали договор о сотрудничестве с Московским институтом экономики, менеджмента и права, в рамках которого институт планирует обучать несколько групп студентов по специальному расписанию с тем, чтобы они могли полгода получать теоретические знания, а полгода — практические. С подобной идеей обратился к нам также Институт VATEL− PMAT. Мы очень рады такому сотрудничеству, так как используем любую возможность, чтобы получить хороших специалистов, — рассказывает Мария Бек. Рынок graduate recruitment продолжает расти. Особенно активно возрастает спрос на молодых специалистов со стороны российских компаний FMCG и таких динамичных отраслей экономики, как консалтинг и IT.<br /> Автор: Тамара Золотарева<br /> Источник: The Career Forum |