Есть профессии, преимущественно в сфере услуг, о которых сколько бы ни вещали в средствах массовой информации, в виду своей специфики остаются не до конца понятыми многими людьми. Например, в чем заключается работа рекрутера? Казалось бы, все предельно просто — поиск и отбор кандидатов. Однако сталкиваясь с рекрутинговым бизнесом на практике, выясняется, что за понятием «рекрутмент» скрывается гораздо больше процессов и нюансов, чем кажется на первый взгляд. Поэтому никто, кроме самих рекрутеров, не сможет лучше описать специфику этой работы. Мы попросили ведущих специалистов некоторых кадровых агентств рассказать о своем понимании этой неоднозначной профессии.
Ирена Алекрицкая, старший консультант подразделения ExecuSearch агентства The Russian Connection Group:
Я начала работать в рекрутменте с 1998 года. До прихода в этот бизнес я работала в сфере продаж и не искала целенаправленно работу в рекрутменте. Но когда на интервью в компании The Russian Connection Group консультант предложил мне возможность попробовать себя в этой сфере, такая перспектива показалась мне довольно заманчивой, и я с радостью приняла предложение The Russian Connection Group, где продолжаю работать по сей день.
Рекрутмент — это очень разноплановый и многообразный вид деятельности. Он не ограничивается только поиском и подбором персонала. Во многом он строится на продажах, причем не только своих услуг и представленных клиенту кандидатов, но и вакансий потенциальным кандидатам. Эта работа способствует постоянному расширению кругозора, помогает глубже узнавать специфику различных индустрий, функционирования бизнеса в целом. Очень интересно участвовать в становлении и развитии бизнеса наших клиентов, помогая привлекать в их компании лучшие кадры.
Правда, в рекрутменте существует проблема карьерного роста: ассистент консультанта/аналитик — консультант — старший консультант и все. Дальше, если не удастся стать партнером, карьерная лестница упрется в потолок. Зато есть отличная возможность роста профессионального. На Западе считается нормой работать консультантом двадцать лет и более, создавая себе репутацию и имя на рынке. Оставаясь профессионалом в рекрутменте в течение продолжительного времени, вы достигнете такого уровня, когда имя начнет говорить о вас намного больше, чем название должности, к вашему мнению начнут прислушиваться ведущие работодатели на рынке, они будут бороться за сотрудничество с вами, а ваши доходы превысят бюджет некоторых компаний.
В настоящее время я концентрируюсь на выполнении заказов высокой сложности и планирую совершенствоваться в направлении Executive Search. Моя настоящая цель — стать профессионалом высокого класса.
Нина Серегина, руководитель отдела IT&Telecom 3R Recruitment Company:
Впервые я столкнулась с рекрутментом сразу после окончания вуза, попав в компанию, которая, если честно, поразила меня своим непрофессионализмом и, пожалуй, даже «антиклиентским» подходом к клиентам. Я проработала там меньше двух месяцев, после чего устроилась на другую работу. Хотя она и не заключалась в непосредственном подборе персонала, я постоянно наблюдала за этим процессом и была вовлечена в общий процесс рекрутмента в качестве психолога. Тогда−то, наверное, во мне и проснулось любопытство к этой работе, я увидела, что есть компании, которые работают совсем по−другому, в которых я могу многому научиться и реализовать себя как профессионал. Мне повезло, я познакомилась с компанией 3R и вскоре вышла к ним на работу.
Рекрутмент привлек меня своей энергетикой. Здесь все происходит очень быстро. Если вы не закрываете в срок вакансию клиента, это сделает за вас кто-то другой. Также приходится постоянно быть в курсе всего, что происходит на рынке. Я по натуре человек любознательный и мне это дается легко. Психологическое образование помогает увидеть суть людей, правильно их оценить и представить клиенту.
Одна из главных составных частей рекрутмента, кто бы что ни говорил, — это поиск. На нем держится все: пока вы не нашли человека, вам не с кем будет проводить интервью, некого будет оценивать, мотивировать, представлять клиенту. Рекрутмент хорош тем, что, как и любая проектная работа, состоит из множества разных процессов, и надо уметь их планировать, контролировать и доводить до конца.
В 3R Recruitment Company я пришла в качестве ассистента, а сейчас — руководитель отдела. Очень сильно менялась моя роль в агентстве и вместе с ней — и понимание рекрутмента. Теперь, когда я руководитель, стараюсь каждому ассистенту сразу показать весь цикл проекта, от получения заявки до выхода кандидата в компанию, от ресечинга до клиентских отношений, мне это кажется важным. Когда человек понимает свою роль во всем процессе, он будет интенсивнее работать, понимать и видеть нашу общую цель.
Во время интервью мы оцениваем кандидатов как с профессиональной, так и с личностной точек зрения. Главная черта, которая необходима консультанту,— бдительность: нельзя позволить себе приписать человеку то, чего у него нет, как хорошего, так и плохого. Рекрутеру необходимо проявлять действительно человеческий интерес к кандидатам, видеть в них не столько соискателей, сколько личностей. Наряду с этим рекрутеру в своей работе могут прийти на помощь такие качества, как любознательность, внимательность к мелочам, стройность мышления, особенно при оценке кандидатов.
На сегодня наша компания планирует активно развиваться, в том числе выходить на региональный рынок; и я надеюсь принять в этом непосредственное участие.
Сергей Арзамасцев, старший консультант департаментов «Рекрутмент для рынка инженерного оборудования» и «Рекрутмент для рынка страхования» рекрутинговой компании «Агентство Контакт»:
Мое первое знакомство с рекрутментом произошло на первом семинаре отборочной программы Агентства Контакт «От Стажера до Партнера». До этой презентации я совершенно ничего не знал об этом направлении бизнеса.
Я выбрал для себя именно эту работу по ряду причин. Во−первых, бизнес и сама работа показались мне очень интересными с точки зрения возможностей роста, заработка и знаний. Во−вторых, понравились люди, которые презентовали компанию. Ну и, в−третьих, привлекла возможность участия в управлении бизнес−процессами и консультировании крупнейших компаний на рынке.
Рекрутмент — это, с одной стороны, управление карьерой кандидатов, нескольких из которых агентство ведет уже более десяти лет, а с другой — положительное влияние на бизнес наших клиентов. Ведь сегодня ни для кого не секрет, что успешный бизнес — это в первую очередь высококвалифицированные, эффективные сотрудники, которых мы для них находим.
Со временем моя работа становится все интереснее — возрастают ответственность, сложность проектов, появляются подчиненные.
Оценивать личностный и профессиональный потенциал соискателей — большая ответственность. И чтобы давать всестороннюю и объективную оценку кандидатам, рекрутеру необходим прежде всего опыт в подборе персонала. Также важно иметь знание той предметной области, в которой ведется поиск (например финансы, недвижимость и т.д.). Именно поэтому работа в нашем агентстве строится по отраслевому принципу. Кроме того, человек обязательно должен обладать хорошим кругозором, высоким уровнем интеллекта, отличными коммуникативными навыками и высокой стрессоустойчивостью — рекрутмент принадлежит к таким бизнесам, где скорость изменений очень высока. Также важно быть хорошим психологом. Уметь проводить глубинные интервью с потенциальным соискателем, понимать, что иногда кандидаты могут что−то недоговаривать, например, или приписывать себе лишнее.
Мои дальнейшие профессиональные планы — стать руководителем департамента, а затем — партнером в своей компании.
Автор: Наталья Соколова
Источник: The Career Forum
Версия для печати