Современный туристический бизнес поможет воплотить любую мечту. Но повод познакомиться поближе с теми, кто работает в сфере туризма, как правило, возникает одновременно с желанием сделать собственную карьеру на туристическом поприще.
Вы по делу или..?
Прошли те времена, когда слово «туризм» ассоциировалось преимущественно с костром, палаткой и песнями под гитару. Сегодня туризм – это знаменитые европейские города, горы, пляжи, отели, экскурсии – одним словом, экзотика! Но туризм, несомненно, и одна из наиболее «нервных» сфер бизнеса, чувствительная к малейшему перепаду «экономической температуры». При ухудшении материальных условий или проблемах на работе большинство из нас в первую очередь жертвуют отдыхом. Поэтому кризис 1998 г. отправил тогда еще совсем молодой российский турбизнес в нокаут, от которого многие фирмы так и не смогли оправиться. Но с тех пор экономическая ситуация изменилась настолько, что можно без преувеличения сказать: в России туристический бум.
Рынок растет, а это значит, что растет спрос на квалифицированный персонал. Способы подбора кандидатов, предъявляемые к ним требования, возможности развития карьеры в туризме определяются спецификой отрасли.
Рынок туристических услуг делится на два неравных сегмента: развлекательный и деловой.
Развлекательный туризм более «массовый», к нему относятся и семейный отдых, и экстремальные туры, и познавательные поездки. В этой сфере особенно важны личные связи – ценность специалиста напрямую зависит от его репутации среди коллег по бизнесу и умения находить полезные контакты. Соответственно, чтобы стать успешным, нужны хорошие навыки управления, коммуникабельность, «творческая жилка» и предприимчивость.
Деловой туризм – более узкий участок, со строгим менеджментом и четкими стандартами. Подготовка деловых поездок требует оперативности и слаженности, ведь речь идет о необходимости оформить тур любой сложности в строго оговоренные сроки (часто минимальные). Если при организации семейного тура казусы с не выданной вовремя визой или отмененным авиарейсом еще можно себе представить, то бизнес-трип должен состояться при любых условиях: время деловых людей слишком дорого стоит. Поэтому здесь не так уж много места для проявления предпринимательской фантазии: на первом месте четкое администрирование. И для специалистов в этом секторе очень важны навыки педантичной и скрупулезной работы с документами в сочетании с железными нервами и умением постоянно пребывать в состоянии «повышенной боевой готовности».
Весь мир готов я обойти, чтобы найти кого-то
Туристические фирмы функционируют подобно живому организму – чтобы быть в рабочем состоянии, им необходимо регулярное обновление. Считается, что специалисты в турбизнесе быстро вырабатывают свой ресурс: через два – четыре года сотрудник или переходит на новое направление работы (часто в другую компанию), или неизбежно «теряет в цене», не успевая за изменениями рынка. При этом далеко не всегда можно быстро найти равноценную замену.
Олеся Милёхина, директор АПП «Гелион Имидж», отмечает, что в турбизнесе даже долгие и тщательные поиски кандидата со специфическими параметрами не всегда бывают успешны: потребность в опытных специалистах растет быстрее, чем успевают вырасти нужные кадры. Но, с точки зрения соискателей, ситуация на рынке труда весьма благоприятна: спрос на специалистов среднего и высшего звена значительно превышает предложение (например, на портале tourdom.ru на 160 вакансий приходится только 91 резюме от специалистов). При этом работодатели жалуются, что в интернет попадает очень мало интересных резюме, что вполне объяснимо: во-первых, специалист, успешно проработавший в турфирме несколько лет, становится известен в своем кругу и легко меняет одну работу на другую без помощи кадровых агентств или прямого поиска через Сеть; во-вторых, при высоком спросе на персонал квалифицированный специалист имеет возможность выходить на контакт только с теми, кто ему интересен.
«Туристический рынок очень узкий. Топовые вакансии зачастую вообще не попадают в поле зрения рекрутеров, так как ведущие специалисты фазу переходят из компании в компанию, – говорит Олеся Милёхина. – Кроме того, туризм – идеальное поле для малого предпринимательства. А семейные фирмы, почти не имеющие прибыли, где работает всего 5-8 человек, двое из которых – руководители, крайне редко обращаются в кадровые агентства». Вот почему персонал для туристических компаний часто подбирают не рекрутинговые агентства, а... другие туристические компании – ведь никто не знает отрасль «изнутри» лучше, чем сами работодатели. Услугами таких фирм-посредников пользуются и рекрутеры.
Потенциальный кандидат в топ-менеджеры «по умолчанию» всегда поддерживает полезные профессиональные связи с коллегами по бизнесу, поэтому он хорошо представляет и текущую ситуацию на рынке труда, и свою цену как специалиста. Такая атмосфера элитарного «английского клуба», где все друг друга знают, сознательно поддерживается наиболее влиятельными игроками туристической отрасли: им выгодно, чтобы лучшие из лучших при смене работы следовали сложившимся за несколько лет правилам и традициям. Это позволяет отслеживать карьерные достижения и репутацию наиболее интересных специалистов. А вот амбициозным новичкам приходится действовать вслепую и полагаться на удачу, даже если речь идет о суперсейлзе, способном продать эскимосам тур на Аляску.
Юлия Кадина, специалист по кадрам агентства «Персона Грата», поясняет: «Для того чтобы подбирать людей в туристический бизнес, необходимо обладать целым комплексом знаний: разбираться в отраслевой специфике, отмечать кандидатов с определенным стилем поведения и манерой речи. Нередки случаи, когда человек с великолепным «туристическим» резюме абсолютно не подходит для этой работы».
Но, даже задействовав все «официальные» каналы поиска, подобрать кандидата с опытом работы, отличными навыками управленца или продавца и при этом отменно разбирающегося в специфике турбизнеса очень непросто. Поэтому хед-хантинг в этой сфере неизбежен и даже в каком-то смысле необходим.
Когда б имел златые горы...
Заработная плата в туризме* | |
Менеджер по продажам | 500-700 |
Менеджер по бронированию авиабилетов | 700-800 |
Турдизайн – специалисты по формированию пакетов услуг, разработке направлений | 800-1000 |
Руководители (директора) | 1000-2000 |
* По данным информационно-аналитической службы «БАНКО» |
Туристический бизнес – это большие обороты, но сравнительно невысокая прибыль. Поэтому даже заработки топ-менеджеров редко превышают $ 1500-2000. Самые высокие доходы имеют владельцы туристических компаний, директора подразделений, ведущие сейлзы и менеджеры направлений, однако в сравнении с другими отраслями бизнеса о «бешеных деньгах» говорить не приходится. Напряженная работа с высоким уровнем ответственности при не слишком высоких по сегодняшним меркам доходах – одна из причин текучести кадров.
Однако претенденты нередко сталкиваются с тем, что в самой вакансии указана незначительная цифра, а ниже стоит ремарка: «Зарплата очень высокая, по результатам собеседования». Это может означать как сугубо индивидуальный подход компании-работодателя к оценке кандидатов, так и... «серую» зарплату.
Во сколько же могут быть оценены миддлы и топы «по результатам собеседования»? «Заработок в $ 1300-1500 можно считать средней «ценой», которую работодатель готов предложить хорошему кандидату, – поясняет Татьяна Самсонова, директор по персоналу компании Nicko Travel Group. – Сами кандидаты оценивают себя несколько выше, указывая в резюме желаемую зарплату на уровне $ 1800-2000, иногда до $ 3000. Но если квалификация кандидата, его профессиональный опыт и знания действительно соответствуют запрошенной сумме (на взгляд работодателя), то соглашение может быть достигнуто». Однако в большинстве случаев заработная плата кандидата редко превышает среднерыночный показатель более чем на 20-30%.
Туристический бизнес – детище глобализации, не признающее государственных границ и языковых барьеров. И в данном контексте не имеет смысла привычно сравнивать условия работы в российских и западных компаниях: законы взаимодействия, существующие в этом виде бизнеса, едины для всех. Во-первых, на внутреннем рынке безраздельно «правит бал» отечественный предприниматель, во-вторых, все наиболее крупные и удачливые игроки вступают в альянсы с заграничными партнерами. Пожалуй, ни в одном другом бизнесе не встретишь столь любопытного сочетания тесного сотрудничества компаний при обмене информацией, партнерскими скидками и бонусами – и чрезвычайно острой конкуренции за персонал.
Анастасия Иванова
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Дмитрий АРУТЮНОВ, генеральный директор компании «Арт-тур»:
– В туризме существует значительный дефицит кадров – закрывать миддл-позиции даже труднее, чем вакансии топ-менеджеров. К сожалению, уровень подготовки выпускников многих специализированных туристических вузов оставляет желать лучшего. К нам иногда приходят практиканты, не знающие не только иностранного языка, но даже элементарной географии. Идеальный кандидат должен иметь базовое высшее образование и опыт работы, свободно владеть хотя бы одним иностранным языком. Туризм – достаточно демократичный бизнес, здесь нет предпочтений ни по образованию, ни по возрасту или полу. Но практика показывает, что чем менее человек образован, тем ему труднее работать с дорогими туристическими пакетами. Несмотря на жесткую конкуренцию, я не приветствую хантинг. Тем более что топ-менеджеры, склонные принимать предложения хед-хантеров, как правило, не ограничиваются одним «прыжком». Топ-менеджер – это внутренняя инвестиция компании, лучшие из них начинали со стартовых позиций. Как правило, специалисты такого уровня, отвечающие за целое направление, имеют семи- или девятилетний стаж работы в одной компании. Иногда молодые специалисты рассчитывают установить связи, заработать профессиональный багаж, а затем открыть собственную фирму с большими доходами. Но это зачастую иллюзия, так как основные деньги в туризме находятся в обороте, в деле, а сверхприбылей в туризме нет.
Версия для печати