Модернизация в России, в какие бы века она не происходила, всегда имела одну примечательную особенность. Каждое поколение реформаторов на одно новвоведение всегда вносило как минимум 10 заумных словечек – позаимствованных за рубежом или просто выдуманных. Зачастую они либо уже имели русские эквиваленты, либо внедрялись с огромным запозданием. Это касается и мудреного словечка «вендинг», стремительно набирающего популярность.
На самом деле ничего загадочного и супермодного в этом термине нет. Слово вендинг происходит от английского vend – торговать, причем не просто так, а через автоматы. Иными словами, вендинг – это хорошо знакомая всем россиянам еще со времен СССР розничная торговля через автоматы. Более того, сам принцип торговли с помощью механизмов известен задолго до возникновения не только Советского Союза, но и Римской Империи. Первое достоверное упоминание торгового автомата содержится в книге Герона Александрийского, датированной 215 г. до н.э. В те суровые годы горячий кофе в пластиковых стаканчиках еще не был известен, поэтому египетские жрецы устанавливали в храмах устройства по продаже освященной воды, которую прихожане могли употреблять как внутрь, так и снаружи – в виде омовений. Для получения желаемого достаточно было опустить монетку.
В других странах и эпохах подобные чудеса коммерции тоже имели место. В Китае в 1076 году был создан автомат, продававший за монеты карандаши, а в XVII веке в английских тавернах появились автоматы, торгующие табаком. Естественно, все подобные устройства были штучными. Сама система экономических отношений не нуждалась в подобных «гаджетах». Да и что мог положить в автомат бедняк, торговавший по схеме «баран за зерно»? Массовое внедрение торговых автоматов в жизнь началось только тогда, когда сошлись воедино три фактора – массовое распространение денег, свобода торговли и технический прогресс, позволявший не только создавать новые автоматы, но и выпускать новые продукты, которые можно продавать с их помощью. Нетрудно догадаться, что все эти три фактора могут объединиться только в условиях капитализма.
Эпоха жвачки и кока-колы
Первая вендинговая фирма была зарегистрирована в Великобритании в 1887 году. К этому времени в Англии автоматы уже продавали не только табак, но и напитки. Однако подлинный расцвет этого бизнеса начался за океаном. В США в конце XIX века началось массовое производство принципиально нового продукта – каучуковой жевательной резинки. Именно пресловутый Bubble Gum стал самым продаваемым товаром через вендинговые устройства. В начале XX века появились и автоматы по продаже сигарет, почтовых марок и шоколада. В 1930-е годы прогресс сделал еще один шаг вперед, и свет увидели автоматы по продаже охлажденных напитков. Первоначально в них загружался лед, но потом в ход пошли и холодильные установки.
Новой победой вендингового бизнеса стало появление напитков в небьющейся алюминиевой таре, что значительно упростило и облегчило работу торговых автоматов. Естественно, выиграли от этих нововведений такие крупные компании, как «Кока-кола», получившие практически неограниченные возможности распространять свой продукт. После Второй мировой войны вендинг вторгся на территорию закусочных. С 1946 года автоматы «научились» продавать горячий кофе, а с 1950 года – холодные сэндвичи. В 1960 году произошла еще одна революция – автоматы стали принимать бумажные купюры. С 1980-х вендинговые устройства освоили электронные платежи, а в 90-е уже стали самостоятельно выходить в интернет и пользоваться мобильной связью.
Газировка по 3 копейки
В России торговые автоматы появились задолго до революции – в 1898 году в Петербурге. Они продавали плитки шоколада за 15 копеек. Но настоящее распространение торговые автоматы получили только в СССР в 60-х гг. Как известно, в Советском Союзе имели место и деньги, и технический прогресс, но свободы торговли не было и в помине, поэтому торговые автоматы внедрялись «высочайшим распоряжением» – одной из директив XX съезда КПСС, прошедшего в 1956 году. Советские власти планировали развить целую сеть магазинов без продавцов для улучшения обслуживания покупателей, сокращения трудовых затрат и снижения издержек. Однако советская торговля была на сей счет иного мнения. Основной доход подпольных торговых миллионеров шел не через легальную торговлю, а за счет скупки и перепродажи дефицитных товаров, обвеса покупателей и прочих махинаций в условиях развитого социализма. Конкуренции среди производителей автоматов отсутствовала – все производилось московским предприятием «Автоматторг». Рядовые продавцы тоже были не рады механическим конкурентам.
Технически советская промышленность не только могла, но и производила самую разнообразную номенклатуру торговых автоматов. Кто из россиян, живших в СССР, не помнит знаменитые автоматы по продаже «газировки» – за 3 копейки с сиропом, за 1 копейку без сиропа? Многие помнят и автоматы по продаже газет, и автоматические билетные кассы, и даже московские пивные автоматы. Значительно меньшее число советских граждан сталкивалось с автоматами по продаже кофе, бутербродов и сигарет, автоматическими чистильщиками обуви, фотоавтоматами и устройствами, способными «за монетку» облить клиента струей одеколона. Отсутствие прямой заинтересованности советской торговли в развитии вендинга в конечном итоге и поставило на этой отрасли жирное многоточие. Возрождение российского вендинга началось в 90-е уже на базе зарубежных технических и экономических разработок.
Вендинг сегодня и завтра
В современном мире вендинговая торговля является одним из самых доходных способов розничной торговли. Значительно экономятся площади, снижаются затраты на рабочую силу. По некоторым данным, в развитых странах мира, в первую очередь в Японии и США, на автоматическую торговлю приходится каждая пятая покупка. Между тем, согласно статистическим данным, за время своей работ вендинг-автомат окупает себя 30-40 раз, принося 300–500% годовой прибыли. Сегодня количество торговых автоматов в мире уже исчисляется десятками миллионов. Товарооборот в такой сфере бизнеса составляет примерно $ 170 млрд, и цифры эти каждый год растут.
Алина ЗЕЛИКСОН, генеральный директор столичной консалтинговой группы «ТопПерсонал»:
Сегодня торговые автоматы устанавливаются в школах, институтах, офисах компаний и других местах массовых скоплений людей и пользуются большей популярностью, чем тетенька в белом фартуке и колпаке за прилавком. Однако любая, даже самая совершенная техника нуждается в обслуживании, поэтому взамен вытесняемых «тетенек» на рынке труда становятся все более востребованы специалисты по техническому обслуживанию вендинговых аппаратов. Куда бы ни двигался прогресс, а человек на рынке труда будет востребован всегда.
Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва»
Версия для печати