IT-рынок развивается в последнее время достаточно динамично, положительно влияя на кризисную экономическую ситуацию в стране. Именно в этой сфере открываются новые проекты с привлечением высококвалифицированной новой рабочей силы. Благодаря бурному развитию IT-технологий возникают и новые профессии, например гейм-дизайнеры, 3D-аниматоры и, конечно, специалисты по интернет-продажам.
По наблюдениям генерального директора Столичной Консалтинговой Группы «ТопПерсонал» Алины ЗЕЛИКСОН, осторожно выходит на докризисный уровень и банковский сектор – расширяются отделы по кредитованию, отделы по IT-сопровождениям. Одновременно повышаются требования работодателей к специалистам. Свой выход из кризиса за счет диверсификации производства находит малый и средний бизнес, который стремится проникнуть в новые для себя отрасли и сферы. По этой причине предприятия малого и среднего бизнеса стали активно привлекать персонал с качественно новыми требованиями. К сожалению, замечает Алина Зеликсон, главным препятствием на пути диверсификации производства является катастрофическая нехватка нужных промышленности кадров, например радиомонтажников и токарей, а также швей и конструкторов-модельеров для легкой промышленности.
Еще одним способом преодоления экономического кризиса, по данным «ТопПерсонал», является увеличение количества вакансий для надомной работы, особенно это актуально для менеджеров по привлечению клиентов. Такой подход к найму персонала, давно внедренный на Западе, потихоньку начинает находить своих сторонников и среди отечественных бизнесменов, которые наконец то научились оптимизировать свои расходы. Однако и в надомной работе главной проблемой является нехватка квалифицированного персонала. Эта проблема, считает Алина Зеликсон, общая для всей России, где высшее образование сомнительного качества может получить почти каждый. Однако в посткризисной ситуации работодатели меняют свою кадровую политику и все меньше смотрят на корочки соискателя вакансии. В современных условиях первостепенное значение имеют реальные знания, фактические достижения и нароботанный опыт.
Интернет-торговля: выбор образованных
На фоне высоких слов и высокоинтеллектуальных дискуссий о путях и целях модернизации отечественной экономики отдельные ее отрасли и направления модернизируются сами собой, без «высочайшего повеления». Так, например, по данным Фонда «Общественное мнение», интернет-торговля в нашей стране развивается достаточно быстро. Согласно докладу руководителя ФОМ-проекта «Мир Интернета» Павла ЛЕБЕДЕВА, который он сделал на конференции Russian Internet Week 2010, по данным на август текущего года регулярными интернет-покупками занимались 5,9 млн россиян, т.е. около 14% российского сегмента всемирной паутины. Причем среди товаров, приобретаемых в «виртуальных магазинах», россияне, особенно молодые, все чаще выбирают уже не только книги, но также бытовую технику, одежду и обувь. Это может свидетельствовать о формировании нового слоя покупателей, у которых уже не столь сильно выражена установка на то, что приобретаемый товар обязательно нужно посмотреть, пощупать и проверить до покупки. В целом, как показывает исследование, интернет-торговлю чаще всего выбирают образованные россияне, живущие в крупных городах.
Число активных пользователей интернета, по данным ФОМ, растет весьма впечатляющими темпами – на 34% в период «лето 2009 – лето 2010» и на 362% в течение последних 5 лет. Резонно предположить, что рост сетевой активности россиян стимулирует сегмент интернет-торговли, и наоборот. В данном случае вряд ли играет роль какая то специальная государственная программа. Можно предположить, что речь как раз идет о спонтанном согласовании интересов наиболее продвинутых бизнесменов с интересами наиболее динамичной части российского общества, т.е. о той самой «невидимой руке рынка», которую столь часто ругают сторонники «руководящей и направляющей» роли государства в экономике.
Рынок интернет-торговли, как и любой другой рынок, имеет свои проблемные точки, взлеты и падения, сезонные колебания. Так, по данным ФОМ, на август 2010 г. в среднем люди, заказывающие товары через интернет, тратят на покупки в сети чуть более двух тысяч рублей в месяц, что более чем на 700 рублей меньше, чем в марте. Общий же объем рынка интернет-продаж в августе составил около 14 млрд рублей, что примерно на 2 млрд рублей меньше по сравнению с мартом. Однако, полагает Павел Лебедев, подобные изменения вызваны традиционным летним спадом покупательской и интернет-активности. Дальнейшая динамика развития интернет-торговли видится позитивной – этот сегмент рынка находится в процессе перехода от этапа становления к этапу большей зрелости и планомерного роста.
Павел ЛЕБЕДЕВ, Фонд «Общественное Мнение», руководитель проекта «Мир Интернета»:
Сегодня в России около 6 млн более-менее активных интернет-покупателей. Это приблизительно 14% месячной интернет-аудитории. Наибольшая доля вовлеченных в интернет-торговлю зафиксирована среди людей с высшим образованием (21%), а также среди жителей крупных городов (18%). В других населенных пунктах этот показатель составляет всего 12%, но за счет большей общей численности интернет-пользователей абсолютное число вовлеченных в интернет-торговлю здесь составляет порядка 3,7 млн человек.
Интересно, что нынешнее количество покупателей в Сети примерно равно количеству активных интернет-пользователей в 2005 г. За пять лет активная интернет-аудитория выросла более чем на 350%. Безусловно, ожидать столь же активного роста числа интернет-покупателей вряд ли стоит, но возможный тренд внушает оптимизм.
Популярность тех или иных товаров существенно разнится в социально-демографических группах. Среди молодых покупателей (в возрасте 18–34 года) очень популярно покупать в интернете одежду и обувь (22%), а книги покупают около 15%. В более старшей возрастной группе ситуация обратная: книги покупают 25% а одежду и обувь – всего около 14% вовлеченных в интернет-торговлю.
В крупных городах гораздо больше товарных категорий, пользующихся популярностью, чем в других населенных пунктах. Более пятой части (29%) онлайн-покупателей в крупных городах покупают бытовую технику и электронику. В небольших населенных пунктах лидером остаются книги (21%). Также в этих населенных пунктах более популярны, чем в крупных городах, косметика и парфюмерия (16% против 8%).
Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва»
Версия для печати