Как это работает?
Сайтов, работающих по такому принципу, сегодня немало. Стоит забить в любой из поисковых систем слово «фриланс», и на запрос появится не один десяток. Условно все сайты можно разделить по принципу специализации на те, которые направлены на работу в конкретной сфере деятельности (например, сообщество программистов) и на ресурсы, где есть множество разделов для разных специалистов. Каковы же основные принципы сотрудничества на подобных порталах?
Специалист, желающий найти таким образом заказ, размещает информацию о себе, – создает личную карточку, или «личный кабинет», как его часто называют. Здесь он может разместить портфолио своих работ. Кроме того, в личном кабинете после сотрудничество с фрилансером заказчики имеют возможность оценить его работу и оставить свой отзыв, который будет влиять на его рейтинг в сообществе, повышая или понижая его.
Заказчики (работодатели) также могут размещать сведения о себе путем создания персональных страничек. А фрилансеры, соответственно, оставлять отзывы, которые также влияют на рейтинг работодателя.
На некоторых сайтах есть понятие «платного доступа». Участники, заплатившие определенную сумму, получают дополнительные возможности. Например, отвечать на неограниченное количество предложений, в то время как остальные могут откликаться, допустим, не более чем на три заказа в сутки.
Цепочка построена следующим образом: заказчик размещает подробности работы и оплаты, которая может быть либо определена сразу (обозначается бюджет, который он готов выделить на данный проект), либо объявляется своего рода тендер, который выигрывает специалист, предложивший свои услуги по наименьшей цене.
Что касается официального заключения договоров, этот вопрос обсуждается сторонами в каждом конкретном случае отдельно. Некоторые фрилансеры соглашаются брать работу только на основании контракта и произведенной предоплаты. Но часто, учитывая высокую конкуренцию среди соискателей, заказчики выбирают тех, кто согласен работать на условиях устной договоренности и оплате по факту выполнения работы.
Оплата чаще всего производится при помощи web-денег. Серьезные сайты предлагают такую услугу, похожую на предоставление банковской ячейки, только виртуальной: определившись с ценой на заказ, работодатель кладет оговоренную с исполнителем сумму на свой web-счет, открытый на данном сайте (доступа к деньгам он уже не имеет и перевести их куда-либо самостоятельно не может). Если заказ выполнен в срок, и у заказчика нет претензий, тогда после его соответствующего распоряжения деньги переводятся в web-кошелек исполнителя. Если же что-то не так, они остаются на счете у заказчика.
Риск при таком типе работы присутствует как с той, так и с другой стороны, хотя фрилансеры все же рискуют несколько больше: бывает, что заказчики «кидают» исполнителей, не заплатив за грамотно и в срок выполненную работу. С другой стороны, исполнитель также может подвести заказчика, согласившись выполнить то или иное задание, и не сделав его в срок или сделав, но некачественно. Правда, такое чаще случается тогда, когда работодатель не готов нормально оплачивать работу, а хочет получить выполненный заказ и заплатить за него «три копейки». Соответственно, порядочный и профессиональный фрилансер за такую работу вряд ли возьмется, а подряжаются люди, не имеющие соответствующих опыта и знаний.
Дмитрий – IT-специалист широкого профиля. Вот уже два года, как он стал фрилансером и работает дома. За это время он успел выполнить не один заказ. Мы попросили Дмитрия рассказать о своих впечатлениях от «вольной жизни».
Два года назад, когда я уволился из компании, где работал руководителем отдела технической поддержки, я решил не торопиться с выходом на новую работу. Хотел поискать, выбрать… Но пока я рассматривал предложения и ходил на собеседования, начался кризис, и найти хорошую работу с достойной оплатой, на которую я рассчитывал, стало не так-то просто.
Параллельно с поиском работы я решил попробовать выполнять заказы как независимый специалист. Через поисковик вышел на сайты www.freelance.ru и www.free-lance.ru, зарегистрировался там и разместил информацию о себе и своем профессиональном опыте. И начал смотреть предлагаемые заказы и общаться с работодателями. В итоге за эти два года я выполнил порядка двадцати различных заказов: по телефонии, объединению офисов в единую IT-инфраструктуру, созданию IT-инфраструктуры, создание сайтов «под ключ» (в этом также участвовала моя жена, которая занимается дизайном сайтов), разработке веб-интерфейсов, настройке серверов, IT-консалтингу и созданию телекоммуникационной платформы для американской компании.
В итоге сегодня я могу сказать, что, работая на условиях фриланса, я вполне нормально зарабатываю на жизнь и пока что искать постоянную работу в офисе не собираюсь. Конечно, это все же меньше моей зарплаты на последнем месте работы, но зато у меня есть свобода выбора проектов, которые мне интересны, и свободный график, что является, на мой взгляд, существенными плюсами.
Офис для фрилансера
Для многих работать дома – мечта. Но не всегда место, где мы живем, может быть и хорошим рабочим местом. Существует множество отвлекающих факторов, бывает трудно сосредоточиться, да и просто хочется иногда пообщаться с единомышленниками.
И здесь фрилансеру на помощь могут прийти коворкинг-центры.
В 2005 году молодой американский программист Бред Ньюберг в процессе работы столкнулся с проблемой выбора: либо работать в офисе и общаться с коллегами, либо перейти на фриланс с его свободой и независимостью, но при этом лишить себя общения и возможности обмена идеями. Ему же хотелось быть свободным и работать на себя, но в то же время общаться с другими специалистами, и он решил найти промежуточный вариант. Арендовав большое помещение в офисном здании, он предложил использовать его для работы таким же «свободным художникам», как и он. Новую схему организации рабочих мест он назвал коворкингом (с англ. co-working – «совместно работающие»).
Инициатива Ньюберга дала жизнь явлению, которое за несколько лет распространилось по всему миру. Обширный список коворкинг-офисов в разных странах можно посмотреть на сайте www.coworking.pbwiki.com. Совместные офисы представляют собой довольно большие помещения с кухней, одной или несколькими переговорными и оборудованы необходимой офисной инфраструктурой – от компьютерных столов до Wi-Fi-интернета.
На постсоветском пространстве коворкинг-центры появились в 2008 году. Первый центр – «Вулык» – появился в столице Украины Киеве. А следом за ним стали появляться офисы в крупных городах России. Более полную информацию про открывшиеся в России и СНГ центры можно найти на сайтах www.munga.ru, www.coworking-center.ru.
Сколько стоит?
В Москве цены примерно такие (информация взята с сайта компании MatrixOffice, располагающей коворкинг-центром на Шаболовке):
Аренда стола, кресла, безлимитного телефона и интернет-канала стоит 200 руб./час, 780 руб./день, 9500 руб./месяц.
Аренда одноместного кабинета со столом, креслом, телефоном и интернетом обойдется здесь в 300 руб./час, 1100 руб./день, 16700 руб./ месяц.
Двухместный кабинет будет стоить 400 руб./час, 1800 руб./день или 23700 руб./месяц.
Трехместный, соответственно, 500 руб./час, 2600 руб./день, 33700 руб./месяц.
В эти суммы уже включены коммунальные и эксплуатационные платежи, уборка, охрана, первые 300 листов ч/б печати в месяц и пользование кулером.
Аренда переговорных комнат:
Малая (на 2–3 чел.) – 300 руб./час;
средняя (на 4–6 чел.) – 500 руб./час;
большая (7–9 чел.) – 700 руб./час;
конференц-зал на 15-25 чел. – от 1200 руб./час.
Также можно арендовать и оборудование для работы (компьютер, принтер, сканер, телефон, факс, сейф и т.п.) и заказать аутсорсинговые услуги (секретаря, бухгалтера, юриста и других специалистов).
Плюсы и минусы коворкинга
Плюсы
* Рабочая атмосфера, которую очень сложно создать, трудясь в домашних условиях, когда можно целый день не снимать халат и тапочки;
* возможность заводить новые бизнес-контакты, постоянно обмениваться идеями и опытом. Собрать команду под большой проект в таком офисе значительно легче, чем делать это самостоятельно, работая дома;
* повышение авторитета в глазах клиентов и партнеров. Наличие офиса, в котором можно провести встречу или переговоры, положительно влияет на статус фрилансера или бизнесмена, работающего в коворкинг-центре;
* гибкая система оплаты. Коворкер сам выбирает тариф в зависимости от его индивидуальных потребностей;
* социализация. Иногда просто хочется пообщаться с другими людьми, а у тех, кто работает в домашних условиях, такая возможность есть не всегда.
Минусы
* Дорога. На нее уходит время и средства, как и при работе в офисе;
* безопасность. Коворкинг-центр все же общественное место, где в течение дня проходят разные люди, поэтому необходимо более тщательно следить за своими вещами, не оставлять без присмотра ценные вещи и документы;
* люди. Всегда существует опасность, что попадутся невменяемые соседи, которые будут только мешать работать;
* дополнительные затраты. Позволить себе работу в коворкинг-центре может человек с постоянным доходом не менее 30 тысяч рублей в месяц, иначе это просто не будет иметь смысла.
Версия для печати