Приветливость и вежливость являются необходимыми условиями при работе с людьми в самых разных сферах. И здесь очень важно, есть ли у человека вообще способность получать удовольствие от общения, поскольку это основное свойство характера, которое может помочь не «выгореть» в данной ситуации.
Профессии, где приходится постоянно контактировать с людьми, в этом плане являются самыми тяжелыми из-за эмоциональной нагрузки, и выдержать ее можно, только если изначально стремиться к общению – попросту говоря, научиться любить людей. Тогда легче и естественнее будут выглядеть и ваша улыбка, и приветливость.
Важно помнить, что клиенты бывают разные, и иногда встречаются малоадекватные персонажи. Поэтому не стоит ждать положительной отдачи от каждого партнера по общению, так же как пытаться понравиться всем без разбора (это невозможно).
Если клиент оказался агрессивным или капризным, то стоит постараться взглянуть на ситуацию с юмором или даже отнестись к человеку с жалостью (не от хорошей жизни он так себя ведет). При этом тактично, но жестко сохранять рамки общения, вежливо останавливая любые попытки нарушить ваши личностные границы.
Обязательно находите время для отдыха, как во время работы, так и после нее. Пользуйтесь каждой свободной минуткой. Можно просто попить кофе, можно поболтать с коллегами или друзьями, почитать, разложить пасьянс – что угодно, лишь бы был перерыв в рутинном занятии. То же касается и сверхурочной и посменной работы, тут главное – давать себе отдых, соответствующий нагрузкам.
Хороший способ снимать напряжение и переводить тяжелые ситуации в юмористическое русло – завести тетрадь, куда каждый сотрудник может записывать самые запоминающиеся выходки, высказывания и капризы клиентов, чтобы потом делиться опытом из серии: «А у меня вот раз клиент учудил…»
Если официантом вам пришлось стать по вине кризиса и вы страдаете от нереализованности, важно помнить, что эта ситуация является временной, и даже в ней можно находить свои плюсы. Вспомните Тома Сойера, который заведомо неприятную ситуацию мог повернуть себе на пользу.
Ни в коем случае не стоит считать себя жертвой обстоятельств, лучше почаще напоминать себе, что это – так или иначе – был ваш собственный выбор. И в любой ситуации сохраняйте чувство юмора.
Депрессивный общепит
Если у вашего друга отсутствует интерес к жизни, он скверно спит и страдает от мигрирующих болей в организме, то, скорее всего, он… повар. Именно эта профессия, по версии Управления наркологических и психиатрических служб США (NSDUH), стоит – после служащих социальной сферы – на втором месте по количеству работников, страдающих депрессией.
Как выяснили специалисты ведомства, занимающегося сбором и анализом статистики психических заболеваний и лекарственных зависимостей, 10,3% поваров, официантов, барменов и посудомоек испытали хотя бы один приступ депрессии за год. Впрочем, среди американских безработных депрессия достигла уже 12%. Так что, как видно, даже самая тоскливая работа лучше, чем вынужденное безделье.
Версия для печати