Рынок соискателей ограничен в предложениях и не предоставляет кандидатов с тем уровнем компетенций, который необходим современным организациям. Не удивительно, что растет число компаний, готовых вкладывать средства в обучение молодых и развивать их именно в нужном для них направлении.
Институт и бизнес
— Выпускник хорошего российского вуза востребованной специальности, владеющий иностранным языком, как правило, имеет на руках несколько предложений от работодателей уже к моменту окончания университета и может выбирать наиболее интересный вариант для себя, — признает Наталья Пудалова сommunication & recruitment manager.
— Чтобы стать интересным соискателю, работодатель должен предложить не только возможность работы или стажировки в компании, но и специально разработанные программы развития, тренинги, обучение, программы интеграции и т.п.
Если раньше большая часть graduate−программ была направлена на привлечение студентов выпускного курса и недавних выпускников, то сегодня многие из них рассчитаны на более молодую аудиторию.
— Представители компаний выбирают учебные заведения, выпускающие специалистов необходимых им профессий, и начинают «вербовку» лучших студентов уже с третьего курса, плотно работая с администрацией самих вузов, предлагая практики и стажировки, размещают рекламные плакаты, привлекая потенциальных сотрудников, - рассказывает Юлия Карабина, human resources LLC Whirlpool CIS.
Одна из тенденций последнего времени в работе компаний с институтами — обучение тем знаниям и навыкам, которые интересны конкретной компании. Так, компания Microsoft открыла спецкурс на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, а компания Ericsson — в Университете связи. Компании «Роснефть» и «Шлюмберже» набирают выпускников бакалавриата МФТИ в магистратуру этого института, обеспечивая их дополнительной стипендией, реальными исследовательскими проектами и дальнейшим трудоустройством.
Практика для теоретиков
Отсутствие практики во время обучения остается основной проблемой российского высшего образования, и компании стараются восполнить этот пробел.
Два года в L’Oreal Россия существует проект, предназначенный для молодых специалистов и выпускников вузов, — Management Training Programme. Это годовая программа, сочетающая в себе on−the−job training в основных бизнес−подразделениях компании, коучинг, а также тренинги и семинары, нацеленные на развитие личностной эффективности и приобретение профессиональных навыков. Она предполагает постоянное трудоустройство с первого дня, а не временный контракт.
Компания Whirlpool предлагает наиболее способным студентам возможность международной стажировки в одном из европейских офисов. Стажировка длится 6−9 месяцев, после чего, как правило, следует предложение о работе.
В REHAU действует Тrainee Program, в рамках которой в течение одного года молодые выпускники знакомятся с различными областями деятельности. После окончания Trainee Program у них есть возможность продолжить работу в одном из отделов компании. Все эти программы дают возможность молодым серьезно и неспеша изучить бизнес крупных компаний, почувствовать их корпоративный дух.
Площадка для экспериментов
В последние годы компании стали больше доверять студенческим знаниям и чаще предоставлять молодежи возможности для практического внедрения их разработок.
— В процессе обучения студенты получают много теоретических знаний. Мы предоставляем возможность применить полученные знания на практике и реализовать свой потенциал, — говорит Наталья Телегина, personal manager компании REHAU. — Компания предоставляет базу и условия, необходимые для написания дипломных проектов. Ребята могут выбрать подходящую тему из ряда технических, экономических, информационных заданий. Новая программа адаптации для студентов вузов «Стажер» пивоваренной компании «Балтика» рассчитана на выпускников и студентов экономических вузов, планирующих работать в сфере маркетинга. За 3−5 месяцев студенты — участники программы получают не просто практический опыт, но внедряют в реальное производство свои идеи и разработки. По итогам программы самые активные молодые специалисты будут приняты в штат предприятия.
Талант познается в игре
Если раньше компаниям достаточно было устроить презентацию в вузе или на «Ярмарке вакансий», то сейчас вследствие стремительных изменений на рынке труда у молодых специалистов заметно возросли требования к работодателям. По мнению Варвары Лялягиной, менеджера по подбору персонала Procter&Gamble, сегодня молодежь хочет не только слушать рассказы о компании, но и хотя бы «попробовать» немного поработать в ней. Одно из новых направлений работы с будущими специалистами — создание для них специальных кейсов, бизнес−игр, тренингов, которые позволяют студентам «почувствовать» себя настоящими специалистами, а компаниям — провести всестороннюю оценку и отобрать самых перспективных ребят.
К примеру, Procter&Gamble предлагает студентам участие во всевозможных семинарах, тренингах и интерактивных бизнес−играх — подобные мероприятия дают им шанс «почувствовать», что значит работать в международной компании. Компания и раньше предлагала молодежи подобные программы, но в 2007 году, учитывая тенденции рынка, решено сделать более сильный акцент на этом направлении.
Кроме того, считает Варвара Лялягина, студенты хотят понять, что организация может им предложить, какие здесь имеются условия для работы, обучения и развития, в каком коллективе им предстоит провести годы своей жизни. Для этого помимо стандартной программы стажировок P&G организует различные семинары для студентов на международном и локальном уровнях по финансам, информационным технологиям в бизнесе, научным исследованиям и т.п.
С этого года подобные семинары для участников из России проводятся в московском офисе. Так, 20 октября будет проходить семинар в формате деловой игры по управлению системами поставок. Чтобы познакомить студентов с системой обучения в P&G, для них были адаптированы тренинги, которые сотрудники проходят в первый год работы в компании. Этот курс вызвал активный интерес у молодежи, и его планируется повторить в следующем году, возможно, с добавлением новых тренинговых программ.
Компания L’Oreal проводит две международные online бизнес−игры: L’Oreal Brandstorm — деловая игра в области маркетинга, в которой в течение нескольких месяцев студенты из 30 стран работают над созданием нового продукта совместно с крупнейшим международным рекламным агентством — разрабатывают и создают рекламную кампании, стратегию и упаковку. Другая игра L’Oreal E−strat Challenge дает молодежи уникальную возможность попробовать свои силы в роли генерального менеджера виртуальной косметической компании в команде с другими игроками. Лучшие команды получают призы, главный из которых — поездка в любую страну мира.
С 2006 года для студентов−практикантов начала действовать программа «Будущее Севера», которую реализует ОАО «ГМК «Норильский никель». Ядром программы является деловая игра−тренинг, в ходе которой практиканты разрабатывают и реализуют разные проекты. В конце практики все участники проходят аттестацию, по итогам которой определяются студенты, с которыми компания заключает договор о целевой подготовке и трудоустройстве после успешного окончания вуза.
Учеба плюс работа
Раньше работодатели редко шли навстречу студентам очных отделений, которые не могли посещать офис в дневное время — подавляющее большинство программ было рассчитано на обычный восьмичасовой график работы. Сейчас компании стали более лояльными — позволяют студентам стажироваться в вечернее время, договариваются с вузами о возможностях совмещения слушателями работы и учебы, развивают дистанционные формы взаимодействия и т.п.
Так, недавно компания Philips проводила конкурсный отбор студентов 3−5 курсов для участия в программе «Набор и развитие молодых специалистов». Она предполагает летнюю стажировку в различных подразделениях компании, которая впоследствии дает возможность лучшим студентам совмещать работу с учебой в течение нового учебного года, а после окончания вуза получить место в компании.
По словам Марии Бек, директора по персоналу отеля Ararat Park Hyatt Moscow, в гостиничном бизнесе молодые специалисты зарубежных вузов могут рассчитывать на менеджерские позиции после года стажировки, тогда как выпускники отечественных вузов из−за отсуствия практического опыта начинают с линейных позиций официантов, клерков на ресепшн и даже горничных, доходя до руководящего уровня лет через пять усердного труда.
— Недавно мы подписали договор о сотрудничестве с Московским институтом экономики, менеджмента и права, в рамках которого институт планирует обучать несколько групп студентов по специальному расписанию с тем, чтобы они могли полгода получать теоретические знания, а полгода — практические. С подобной идеей обратился к нам также Институт VATEL− PMAT. Мы очень рады такому сотрудничеству, так как используем любую возможность, чтобы получить хороших специалистов, — рассказывает Мария Бек. Рынок graduate recruitment продолжает расти. Особенно активно возрастает спрос на молодых специалистов со стороны российских компаний FMCG и таких динамичных отраслей экономики, как консалтинг и IT.
Автор: Тамара Золотарева
Источник: The Career Forum
Версия для печати