На любом рынке, как известно, все определяется соотношением спроса и предложения. Можно утверждать, что заработная плата на кадровом рынке является зависимой величиной. Ее средний размер для каждой конкретной вакансии можно определить из графика спрос-предложение и он будет приблизительно равен равновесной цене. Чем больше спрос и меньше предложение, тем более высокое материальное вознаграждение будет получать работник. И, несмотря на то, что предугадать развитие рынка очень сложно, об этом молодым людям нужно задумываться уже на этапе выбора ВУЗа. Кроме того, что за конкретного специалиста рынок устанавливает свою цену исходя только из спроса и предложения, существует и такое понятие как себестоимость специалиста. Работодатели в абсолютном большинстве случаев ориентируются именно на эту величину и стараются приобрести сотрудника с самой высокой себестоимостью и, естественно, за минимальную цену.
Базовое высшее образование
Определяющее значение имеет базовое высшее образование. Оно обуславливает общую подготовленность специалиста к решению серьезных задач, его кругозор, эрудицию, интеллект, мировоззрение. Отлично, если профиль высшего образования совпадает с профилем работы фирмы – таким специалистам предлагаю самые выгодные условия работы и высокую оплату. Но и высшее образование в смежных областях либо просто его наличие обуславливает умение думать в нужном русле и способность сориентироваться в море информации, быстро и эффективно найти правильное и оптимальное решение.
Опыт работы
Не менее важная составляющая себестоимости специалиста. Ничто не ценится так дорого, как сочетание теоретических (образование) и практических (опыт работы) знаний. Особенно высоко ценится опыт работы в профильной организации, будь то конкуренты, клиенты, партнеры. Но и опыт работы в смежных областях сегодня в цене. Например, специалист в области продаж – если это ПРОДАВЕЦ с большой буквы, в совершенстве владеет техникой продаж и способен продать все что угодно, независимо от того, чем он торговал до этого.
Знание рынка и клиентов
Знание рынка и клиентов – умение нарабатывать нужные контакты, заводить полезные связи, находить партнеров.
Умение работать с компьютером
Сегодня это также необходимо, как знать таблицу умножения.
Знание иностранных языков
Для иностранных компаний, или компаний, активно работающих с иностранными партнерами это равнозначно умению писать. Хочу предостеречь работодателей – не стоит покупать специалиста с иностранным языком “на всякий случай” - ведь за это нужно платить. Кроме того, если язык не будут регулярно использоваться, он постепенно потеряет свою “форму”, а Ваш сотрудник будет ох как неудовлетворен этим фактом (Еще бы! Ведь 5 лет в ВУЗе учил). Об этом нужно помнить и специалистам – не соглашайтесь ни за какие деньги “потерять” свой язык, так как восстановить свои знания бывает непросто.
Личностные качества
Например, для секретаря - это умение быть любезным и приветливым, для бухгалтера – быть внимательным и точным.
Деловая репутация
Деловая репутация – отзывы и рекомендации партнеров клиентов, конкурентов. Обычно оценивается наличие профессионального имиджа из нескольких слагаемых: порядочность, честность, работоспособность, самостоятельность, инициативность и т.п.
Наличие всего вышеперечисленное является необходимым, но далеко не достаточным условием успешного трудоустройства. Значительную роль играют еще две составляющие это везение и желание найти работу.
Версия для печати