Нынешний Первомай Россия встречает кризисом трудящихся, несмотря на 5 млн безработных и 20 млн мигрантов.
Сначала Россия столкнулась с проблемой «утечки мозгов», а теперь в стране не хватает уже и рабочих рук. Во многих городах сегодня наблюдается схожая ситуация: при наличии официальной безработицы остро стоит проблема отсутствия рабочих. Промышленным центрам нужны токари, слесари, квалифицированные операторы машин и станков, а на учете в центрах занятости числятся сплошные «юристы-экономисты». При достаточно высоком уровне сельской безработицы, на Алтае некому работать в агропромышленном комплексе. Новосибирские предприятия, чтобы хоть как-то восполнить дефицит рабочих рук, готовы брать молодежь без специального образования, практически со школьной скамьи — профессии научат уже на месте. Бизнесмены Екатеринбурга тоже констатируют, что за последние два года произошел провал по профессиональным кадрам, и востребованность рабочих рук сегодня намного больше, чем имеющееся количество специалистов.
За период реформ в России сформировалось негативное отношение к рабочим — не было ни денег, ни уважения. С 90-х годов прошлого века высшее образование стало считаться обязательным пунктом в планах почти каждого россиянина. Сейчас, осознав возможные масштабы кризиса, начался мучительный процесс восстановления фактически полностью разрушенной системы среднего профессионального образования. Но строить дольше, чем ломать, и вакантные рабочие места в России появляются в разы быстрее, нежели квалифицированные специалисты.
По данным Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии, в текущем году трудоспособное население страны сократится на 400-500 тыс. человек, а с 2009 года темпы удвоятся. До 2025 года численность трудоспособного населения, согласно демографическим прогнозам, сократится на 18-19 млн. «Нехватка трудовых ресурсов будет нарастать и сохранится вплоть до середины столетия. Так что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги — а труд, особенно квалифицированный», — говорит председатель Совета президент Центра изучения проблем вынужденных миграций в СНГ Жанна Зайончковская.
Проблемы с кадрами сегодня испытывают базовые отрасли экономики. По мнению аналитиков ФИНАМа, сейчас РАО «ЕЭС» необходимо акцентировать внимание на сложностях, с которыми будут сталкиваться энергокомпании при реализации масштабной программы обновления мощностей. «Даже в случае, если мировые энергомашиностроители смогут обеспечить весь российский спрос на оборудование, проблемы будут интенсифицироваться на этапах проектирования, монтажа и наладки оборудования, поскольку острая проблема заключается в дефиците кадров. Нехватка персонала – вот самая серьезная сложность, с которой придется столкнуться российским энергетикам», — подчеркивают аналитики.
В энергосистемах отмечается явное старение персонала. Людей со специальным техническим образованием, которые могли заниматься эксплуатацией современным техническим оборудованием крайне мало, отмечают в Межрегиональной распределительной сетевой компании Северо-Запада (МРСК Северо-Запада). «Ситуация, действительно, критична. Сегодня у нас большая нехватка специалистов по релейной защите и автоматике. Те институты, которые готовили инженерно-технический персонал, продолжают это делать, однако в меньшем количестве. И эти специалисты, как правило, в энергетику не идут. На периферию пригласить специалистов с дипломами ведущих ВУЗов очень сложно. Специалистов-релейщиков со средним образованием сейчас фактически нигде не готовят», — говорит первый заместитель гендиректора, технический директор ОАО «МРСК Северо-Запада» Александр Кухмай.
Он пояснил, что в связи с реформированием РАО ЕЭС кадровый вопрос встает еще более остро. Сейчас из каждой энергосистемы выделилось от трех до пяти предприятий — генерирующих, сбытовых, ремонтных, что вызывает переток персонала из компании в компанию. Пока энергетики выходят из положения за счет старых кадров и частичной подготовки специалистов на местах. Однако масштабные программы по модернизации и строительству новых энергообъектов потребуют большого количества квалифицированных рабочих — наладчиков, монтажников, специалистов по производству оборудования, строителей. Поэтому РАО уже обсуждает программы их подготовки с правительством.
Одной из причин снижения уровня промпроизводства в Петербурге в 2006 году стал именно дефицит кадров ведущих профессий, отмечают в городском Комитете по занятости. Наибольшим спросом на рынке труда пользуются электрогазосварщики, электромонтеры, токари и сварщики, газорезчики, каменщики и бетонщики. Чиновники заявляют о возведении миллионов квадратных метров, но скоро просто некому будет строить. По данным специализированной рекрутинговой компании «Петро-Стимул», на сегодняшний день строительные компании Северной столицы испытывают недокомплект кадров от 20 до 50% . Гастарбайтеров в связи с квотированием становится все меньше, да и большинство мигрантов, как известно, не обладает необходимыми знаниями и навыками, поэтому качество строительства падает. Если не принять срочных мер, ситуация может выйти из-под контроля, подчеркивают эксперты. Петербургские компании переманивают рабочих из регионов, а региональщики за квалифицированными строителями пошли уже «за моря и океаны», например, в Китай и Северную Корею.
«К сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что строительным организациям выгоднее как в экономическом плане, так и в плане производительности труда привлекать работников из других регионов и даже стран. Сейчас уже можно говорить о том, что среди компаний появился устойчивый интерес к рабочим из Северной Кореи, — говорит генеральный директор компании «Петро-Стимул» Станислав Куликов. — Недавно к нам поступил такой заказ от одной из организаций Северо-Западного региона». Как оказалось, слава корейских строителей бежит впереди них: ударно отработав на одной стройплощадке, они заручились отличными рекомендациями российских застройщиков. Северные корейцы зарекомендовали себя как исполнительные, аккуратные и ответственные работники. «Наш проект по привлечению иностранных рабочих пока находится на стадии разработки. Сейчас мы занимаемся налаживанием связей со службами Северной Кореи для привлечения рабочих. В случае успешного завершения переговоров, мы будем лично отбирать специалистов», — говорит Куликов.
Компании, которым специалисты нужны не под проекты, а всерьез и надолго, пытаются самостоятельно решать кадровый вопрос. Toyota параллельно с началом строительства производственных корпусов стала приглашать петербуржцев на работу, обещая обучить всему необходимому уже на месте. Российские производства проводят для студентов ВУЗов ознакомительные семинары, экскурсии, надеясь, что это обеспечит им в будущем новых сотрудников.
«Необходимо уже среди школьников вести агитацию, пропаганду рабочих профессий — сварщиков, слесарей. Не секрет, что в базовых отраслях — судостроении, машиностроении — зарплаты вполне достойные. Это нужно объяснять и детям, и родителям», — говорит генеральный директор Объединения работодателей, промышленников и предпринимателей СЗФО Ярослав Мешавкин. По его мнению, некоторую позитивную роль сыграет ЕГЭ, и в ВУЗы будут попадать не все 100% выпускников.
Раньше, ситуацию в какой-то мере спасали приезжие — бывшие соотечественники по Советскому Союзу. Однако на сегодняшний день все специалисты с образованием уже разобраны, новые мигранты способны лишь заполнить нишу неквалифицированного труда. Да и этот поток скоро иссякнет. В этом году изменилось миграционное законодательство, были установлены квоты на мигрантов: для визовых стран — порядка 300 тыс., и 6 млн — для безвизовых. Сегодня, по разным данным, численность нелегальных мигрантов в России составляет от 10 до 20 млн человек, большинство которых приезжает в Россию именно работать и зарабатывать. По мнению региональных чиновников и экспертов, квоты оказались слишком заниженными, не основывающимися на реальной потребности субъектов. Губернатор Читинской области уже заявил, что квотирование приведет к резкому сокращению объемов строительства. «Доступное и комфортное» жилье для россиян здесь строили граждане КНР, в 2006 году в регионе трудились около 20 тысяч китайцев. Из-за введения квот строить будет просто некому.
Недавно глава Минздравсоцразивтия заметил, что некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из России. Национальные программы рассчитаны на переезд российской молодежи, включая даже выпускников школ. Создаются условия для изучения языка, быстрой адаптации россиян и трудоустройства. Так, Польша, откуда рабочие уезжают за «длинным рублем» в страны Западной Европы, готовит проект соглашения, которое должно облегчить польским фирмам трудоустройство иностранцев. Согласно документу, граждане Украины, Белоруссии и России смогут работать без особого разрешения на протяжении трех месяцев — при условии, что польский работодатель выдаст им справку о трудоустройстве.
В этой конкурентной борьбе за квалифицированных рабочих России сложно оказаться победителем. Для этого необходимо формировать собственные трудовые ресурсы, вкладывать деньги в систему профессионального образования и переориентировать государственное «сознание» с добывающих машин на производящих людей. Отрадно, что правительство отреагировало на эту проблему, о чем свидетельствует одна из последних инициатив российского премьера Михаила Фрадкова. Он, в частности, попросил детально проработать концепцию действий правительства на рынке труда до 2010 года, обратив особое внимание на устранения «серьезного дисбаланса между потребностями экономики в кадрах и существующим предложением специалистов, а также территориального дисбаланса». Главное, чтобы теперь это инициатива не затерялась в бюрократической машине министерств. Иначе через десятилетие Первое мая — праздник солидарности трудящихся — станет в прямом смысле историческим. Об этом сообщает ИА «Росбалт»
Версия для печати