И швец, и жнец…
В отличие от Запада в России один из самых высоких в мире уровней женской занятости, который в крупных городах доходит до 80%. Это происходит не от хорошей жизни — чтобы содержать семью, приходится работать как мужу, так и жене. Однако на примере россиянок можно хорошо увидеть, что женщинам по плечу и более сложные задачи, нежели низкоквалифицированный труд или работа в области медицины и образования.
Так, по данным многочисленных исследований, за последние два года значительно увеличилось число женщин среди специалистов и менеджеров престижных высокооплачиваемых профессий. К примеру, если раньше начальником отдела маркетинга или PR чаще всего назначали мужчину (даже если сам отдел почти полностью состоял из женщин), то сейчас все чаще эта должность по справедливости достается женщине.
Юридические факультеты вузов обычно не жалуются на недостаток студенток, однако прерогативой женщин−юристов классически считается жилищное и семейное право. В последнее время растет число дам, посягнувших на «мужскую территорию» юридических услуг для бизнеса и уголовного права. В классической «женской» сфере управления персоналом также появляются новые специализации, требующие от работника качеств, ранее считавшихся чисто мужскими,—аналитического склада ума и новаторского подхода. Речь идет о высокооплачиваемых менеджерах по компенсациям и льготам, разрабатывающих зарплатные, бонусные и нематериальные схемы мотивации. Кроме того, растет число женщин среди консультантов по управлению человеческими ресурсами.
Всем известно, что благодаря своей аккуратности и усидчивости женщины отлично справляются с бухгалтерией. В современных условиях владельцы бизнеса (подавляющее большинство которых являются мужчинами) убедились, что слабый пол может обладать аналитическими и математическими способностями и ему можно доверить не только расчет заработной платы, но и управление всеми финансами компаний. Примером удачной «экономической» карьеры могут служить вице−президент по финансам нефтяной компании «Сибнефть» Татьяна Бреева, управляющий директор по финансам и расчетам компании «Тройка Диалог» Александра Зезюлина, вице−президент по экономике МПБК «Очаково» Нина Метленко, главный финансовый директор компании «Вымпелком» Елена Шматова, главный бухгалтер нефтяной компании «Лукойл» Любовь Хоба. Исследование Russian Connection говорит о том, что в последние два года значительно выросло число организаций, принявших женщин на должности начальников и их заместителей коммерческих и финансовых отделов компаний.
Женщины продолжают укреплять свои позиции в банковских, страховых и инвестиционных структурах. Милые девушки, обслуживающие клиентов в банках, раньше вряд ли могли мечтать о позиции руководителя высшего звена. Сейчас немало примеров, когда многолетний опыт работы в банковской сфере приводит женщину в кресло руководителя. Вообще, слабому полу свойственна тяга к стабильности, поэтому в основном женщины−руководители предпочитают делать карьеру в одной компании, иногда начиная с низовых позиций. Так, к самым успешным женщинам России журнал «Финанс» причисляет первого заместителя председателя правления Сбербанка Аллу Алешкину, заместителя председателя правления «Внешторгбанк — розничные услуги» Ирину Бушеву, председателя правления Газэнергопромбанка Ларису Ларину, управляющего Международным промышленным банком Наталию Самкову.
Несколько лет назад работодатели в принципе не рассматривали слабый пол на позиции, связанные с IT−технологиями. Однако западные исследования говорят о том, что около 80% женщин не испытывают каких-либо затруднений при работе с технологическими системами, а 46% самостоятельно находят и устраняют неполадки в работе своих компьютеров. Достаточно вспомнить, что 15−20 лет назад немало женщин в многочисленных НИИ обслуживали первые российские компьютеры — машины с числовым программным управлением, но после развала экономики им пришлось забыть о своей профессии, так как на немногочисленных тогда позициях программистов прочно закрепились мужчины−технари. Это напоминает историю с пишущими машинками в начале XX века, когда считалось, что для работы на таком сложном механизме подходят только мужские физические и умственные данные.
Сегодня, по данным исследования специалистов The Russian Connection Group, каждый второй работодатель готов рассматривать женщин на позицию программиста или системного администратора. Однако при равных условиях он все же выберет мужчину.
Женщин−руководителей в IT−сфере очень мало, так как здесь недостаточно быть просто талантливым управленцем, а надо понимать, как создается программное обеспечение и работают технологии. Но все же они есть: например, заместитель гендиректора компании R−Style Softlab Галина Киперварг, президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова, генеральный директор «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская. Данные The Russian Connection Group также говорят о том, что меньше всего женщин пока среди менеджеров в строительной и производственной сферах.
Марафонец против спринтера
В западных компаниях лишь 15−20% высших позиций заняты женщинами. Правда, здесь им доверяют очень «серьезный» бизнес, например, в США женщины возглавляют такие корпорации с многомиллиардными оборотами, как PepsiCo, Archer Daniels−Midland Co и Kraft Foods Inc.
Экономисты Стэнфордского и Питсбургского университетов считают, что причина нежелания женщин достигать вершин в бизнесе кроется в их природе: женщины значительно меньше мужчин склонны выбирать работу в конкурентной среде и нередко преуменьшают свои заслуги, когда им приходится давать себе оценку. Поступают они так не только в ущерб личным интересам, но и интересам бизнеса. Ведь по данным исследования американской фирмы Catalyst, чем больше женщин представлено среди высшего руководства фирмы, тем большего финансового успеха добивается компания, на которую они работают: там, где высокие руководящие посты занимали женщины, рентабельность капитала и совокупный доход акционеров были на 35% выше по сравнению с теми компаниями, где высшее начальство было представлено только мужчинами.
Статистика показывает, что доля женщин в топ−менеджменте крупных российских компаний и того меньше — всего 5−10%. В отечественном бизнес−сообществе принято считать, что женщины менее пригодны к работе руководителя. Однако психологи утверждают, что понятие успешного лидера не имеет пола и присущими ему качествами могут обладать как женщины, так и мужчины. Просто они могут пользоваться разными методами в достижении одной и той же цели.
Специалисты по менеджменту считают, что женщина−руководитель нередко придерживается крайних типов поведения — подчеркнуто жесткого или, наоборот, «поддерживающего». При первом варианте женщины пытаются подстроиться под мужской стиль лидерства, но ведут себя более агрессивно и жестко, чем их коллеги−мужчины, которым они всегда готовы дать отпор. Конкурируя с мужчинами, некоторые женщины−руководители перенимают от них методы руководства и слишком увлекаются авторитарным стилем управления: стремятся принимать как можно больше решений, жестко обращаются с подчиненными и требуют безусловного выполнения своих распоряжений. Как говорила премьер−министр Великобритании Маргарет Тэтчер, «Если женщина проявляет характер, про нее говорят — «вредная баба!», а если характер проявляет мужчина, про него говорят — «он хороший парень!».
Второй вариант поведения позволяет женщине использовать для влияния на владельца и акционеров бизнеса ее природные преимущества — способность выслушать и оказать поддержку, помочь найти выход из конфликтной ситуации. Так, специалисты голландского Университета Тилберга пришли к выводу, что женщины−руководители легче идут на сотрудничество, лучше стимулируют подчиненных, чаще вовлекают их в дискуссии. Мужчины больше любят командовать или вовсе не вмешиваться в процесс.
Какие качества позволяют женщинам добиваться высоких постов и оставаться эффективными в бизнесе? Исследование 82 российских предприятий Ассоциацией независимых директоров выявило два основных, самых важных профессиональных качества женщин, входящих в совет директоров российских компаний, — компетентность и высокий профессионализм, умение находить компромисс. Среди ролевых функций женщин−директоров в советах директоров превалируют такие, как «эксперт−профессионал» (высококвалифицированный специалист в определенной области) и «судья» (объективная оценка ситуации, взвешивание различных мнений).
Психологи считают женщину скорее «марафонцем», а не «спринтером», как большинство мужчин. У нее от природы больше терпения, она спокойнее переносит трудности и способна гораздо дольше держать оборонительную позицию и дожидаться подходящего момента. Мужчины лучше справляются с задачами, требующими риска, скорости, продвижения новой услуги или продукта. А вот женщина не склонна к быстрым и необдуманным решениям, она менее склонна к риску, более основательно и детально подходит к выполнению своих задач, работает более тщательно и ей есть дело до мелочей.
Женский стиль работы более эффективен в тех случаях, когда решение можно неторопливо обдумать и взвесить, уделив достаточно внимания деталям. Помимо этого слабый пол серьезно относится к обучению. Кстати, среди получающих второе высшее образование больше половины также составляют женщины. Правда, в бизнес−школах они пока представлены в меньшинстве (по данным опроса «Бегин Групп», чуть более 40%), но по всем прогнозам в ближайшие несколько лет число «женских» дипломов
МВА и МА сравняется с «мужским».
Стоит упомянуть о недостатках, которые видят работодатели в своих сотрудницах.
Согласно опросу Российского Национального союза кадровиков, HR−менеджеры считают, что женщины склонны к интригам на рабочем месте, сложнее мужчин сосредотачиваются на рабочих проблемах и чаще берут больничный. Мужчины−руководители «обвиняют» женщин в том, что они не обладают достаточной стрессоустойчивостью и жесткостью, необходимой для борьбы с конкурентами. При этом они зачастую уверены, что женщина всегда ставит личную жизнь выше коллективных рабочих интересов, поэтому на нее нельзя положиться.
Равнение на мужчин
Обзор Росстата о структуре зарплат в России говорит о том, что разрыв между доходами женщин и мужчин в стране составляет около 40%. Это связано с тем, что в отечественной экономике по−прежнему женщины работают в отраслях бюджетного сектора и на малооплачиваемых должностях врачей, учителей, продавцов и т.д. Впрочем, статистика также утверждает, что в группе руководителей «женская» зарплата составляет 59% условно «мужской».
Еще одна проблема женской занятости — дискриминация при приеме на работу. Трудовой кодекс не позволяет устанавливать дополнительные требования в зависимости от пола. Однако Национальный союз кадровиков опросил HR−менеджеров 947 московских и региональных компаний и выяснил, что только 7% из них рассматривают соискателей, невзирая на их «личные обстоятельства». При этом 68% работодателей признают, что при равных условиях отдадут предпочтение соискателю−мужчине, а не представительнице слабого пола. Мало того, более 90% опрошенных признали, что, безусловно, возьмут мужчину, А вот на должности в области программирования, маркетинга или высшего административного персонала видеть мужчину желают уже более 90% HR−менеджеров. По данным того же опроса, самые нежелательные работники — разведенные женщины с двумя и более детьми, матери−одиночки и женщины со стажем замужества менее двух лет (велик риск, что они уйдут в отпуск по уходу за детьми).
Следует отметить, что по данным американского Бюро трудовой статистики, в США разница в заработках между сильным и слабым полом составила около 19%, а в большинстве стран ЕС за одинаковую работу женщины получают на 15% меньше мужчин. Европейцы обеспокоены таким положением дел, а также тем, что женщины составляют меньше трети руководящих работников, 10% членов руководства фирм и всего лишь 3% высших менеджеров. Даже создан Европейский институт проблем равенства между мужчиной и женщиной, который планирует до 2010 года устранить проблему неравенства в оплате труда.
Как бы там ни было, женщины получают в свои руки все больше возможностей для карьерного роста, а уж как ими распорядиться — каждая из них решает сама.
Версия для печати