Законных компенсаций они не получают, но зато могут претендовать на высокие зарплаты и профессиональный рост. Между тем в Японии, где понятие ненормированного рабочего дня прочно закрепилось в корпоративной культуре, некоторые работники всерьез опасаются умереть от перенапряжения.
Рабочая неделя сотрудников в большинстве российских компаний частного сектора длится более 45 часов, отмечает Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований Государственного университета Высшая школа экономики.
Четкая регламентация труда – 8-часовой рабочий день, два выходных, гарантированный отпуск – осталась в прошлом. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, среднемесячная продолжительность рабочего времени с 1992 года по 2000 года увеличилась с 153 до 171 часа.
Почти у половины людей активного трудоспособного возраста (мужчины от 18 до 59 лет, женщины от 18 до 54 лет) рабочая неделя составляла в среднем 43 часа, отмечается в материалах исследователей.
Представителей бизнеса не удивляет такая статистика. Ведь для нанимателя важнее результат, а не процесс, да и для многих работников возможность больше работать напрямую связана с более высокими зарплатами.
Большинство опрошенных руководителей частных компаний, полагают, что переработка является нормальным и зачастую необходимым явлением. Согласны с начальством и многие рядовые работники. Естественно, если за свой труд они получают соответствующее вознаграждение.
Как говорят специалисты, закрепленная законом норма в 40 рабочих часов в неделю, сохранившаяся с советских времен, адресована работникам физического труда и сотрудникам бюджетных организаций.
При этом в частных компаниях переработки чаще всего никак не оформляются. Компании предпочитают сами оценивать работу сотрудников, а не руководствоваться повышенными тарифами, которые государство обязывает работодателей выплачивать тем, кто работает больше 40 часов в неделю.
По закону работодатель должен компенсировать нагрузки тремя дополнительными выходными. В действительности все решает зарплата, размер которой несколько выше, чем на рынке, утверждают эксперты.
Таким образом, пока рыночный механизм с успехом заменяет государственное регулирование трудовых отношений. Пока от этого не страдает никто, однако увлекаться переработками не стоит, считают эксперты.
Яркий пример того, к чему приводит желание много работать – это Япония. Как сообщает ИТАР-ТАСС, до 5% японских госслужащих опасаются, что могут умереть от чрезмерной работы. Причем некоторые из них ежемесячно перерабатывают сверх нормы более 90 часов.
Согласно данным опроса, проведенного Профсоюзом чиновников района Касумигасэки, где сконцентрировано большинство административных учреждений Японии, 30% чиновников в прошлом когда-либо в прямом смысле слова боялись за свою жизнь из-за продолжительного труда.
В среднем служащие госведомств Японии работают на 39 часов в месяц больше положенных 192 часов. Однако в так называемой зоне риска находятся те, кто перерабатывает более чем на 80 часов в месяц, а это каждый десятый сотрудник.
Самые большие труженики – служащие министерства здравоохранения и труда. В ряде его отделов, по результатам опроса, люди задерживаются на рабочих местах на 90 часов ежемесячно. Вслед за японским Минздравом по этому показателю идет министерство экономики и промышленности – в среднем 51 час сверхурочной работы.
Большинство респондентов назвали основной причиной переработок «большой объем возложенных обязанностей». Колоссальные нагрузки не могли не сказаться на самочувствии сотрудников японских госведомств. Опрос выявил, что 2 из 5 чиновников имеют проблемы со здоровьем.
Версия для печати