И уж тем более, когда речь идет о таком празднике как Новый Год, хочется получить в подарок действительно что-то приятное… ну или на крайний случай что-то полезное.
Частенько мысль о полезности подарка заставляет дарителей идти по самому простому и самому банальному пути и дарить… Правильно! Ежедневники, еженедельники, планнинги и прочий канцтоварный мейнстрим. Разумеется, все это сдобрено изрядной порцией корпоративной символики, но душу это как-то не особо греет. Тем не менее, до сих пор такая подарочная «классика» пользуется большим спросом. Есть у нее три бесспорных плюса – относительная дешевизна, универсальность, а главное массовость. Если компания озадачилась вопросом «А что презентовать нашим сотрудникам?», то такой вариант вполне можно взять на вооружение. Но вот дарить такое бизнес-партнерам… как-то не комильфо. Нужно что-то посолиднее и поинтереснее.
Самое дорогое для самых дорогих
Так повелось в нашей стране, что под солидным подарком часто понимают дорогое (и очень дорогое) спиртное и сопутствующие атрибуты. Одному высокопоставленному политическому деятелю как-то презентовали полуметровую статую лошади. Каково же было его разочарование, когда оказалось, что внутри лошадь пустая, а ведь он ожидал, что сей парнокопытный презент – это бар оригинальной формы. Audience expectations однако!
На дворе продвинутый 21-й век и современные технологии не стоят на месте. Весьма популярное направление подарочной моды – всякие гаджеты (коммуникаторы, КПК, малогабаритная фото- и видеотехника). Если все это грамотно упаковать и столь же грамотно преподнести, то можно получить беспроигрышный вариант – техника лишней не бывает (не себе возьмет, так в семье осядет). Моде следуют везде, так вот на западе хорошим тоном считается, если компания занимается благотворительностью. Дарители взяли это на вооружение, и вот появился новый вид подарка – благотворительный взнос от имени компании, которой предназначался презент.
Отдельная история, когда бизнес-подарки носят персональный характер и ими обмениваются ТОПы или требуется найти что-то ну совсем уж особенное для самых важных партнеров. Последнее время в моду вошли не просто индивидуальные, а эксклюзивные подарки. Есть немало агентств, которые занимаются разработкой оригинальных идей под спецзаказ. Так для «Лаборатории Касперского» однажды были приготовлены весьма необычные презенты, среди которых был набор шоколадных конфет, которые имитировали кнопки клавиатуры, а под кнопку Enter была стилизована флешка.
Кроме этого, – CD с джазовой музыкой в оригинальной упаковке (разумеется в стиле «каспера»), чайный набор – холщовые мешочки с чаем и дизайнерские подстаканники, и гвоздем программы оказался эксклюзивный шахматный набор с фигурами в виде вирусов и «дятлов» «Лаборотории Касперского».
Не менее оригинально смотрелася подарочная серия «Богатырское раздолье» компании «Рособоронэкспорт». В серию входили наборы с деревянными сундуками, в которых можно было найти графин в виде булавы с «живой водой», стопки в виде банных кадок, подкову «На удачу» и свиток с богатырской легендой.
Подобные подарки, естественно, – недешевое удовольствие. Но если презент предназначается действительно важному партнеру, тогда можно и раскошелиться. Впрочем, и более скромные варианты могут быть очень даже необычными.
Кадры решают все
Понятное дело, что подарки для сотрудников не могут претендовать на такую же эксклюзивность (ни по задумке, ни по деньгам), но все же стоит дать передышку ящику стола, где скопились ежедневники с предыдущих пяти празднований Нового Года.
Не слишком дорогой, но оригинальный подарок получили сотрудники и клиенты Swedbank – индивидуальные наборы с новогодней музыкой в специальной упаковке, ко всему этому прилагались буклеты с рецептами блюд шведской кухни и интересными заметками об этой стране. Вроде бы мелочь, а как приятно.
Ты меня уважаешь?
Не меньшую головную боль при выборе подарка можно заработать, пытаясь одарить своих сослуживцев. С одной стороны, есть существенный плюс – на дизайнерский эксклюзив здесь никто не претендует, но кружки с надписями уже поднадоели. Обычно под Новый Год коллегам принято дарить всякую приятную, но недорогую праздничную атрибутику (снеговики, санты, елочки и пр.). Вроде приятно и в тему, а с другой стороны – куда это все девать после НГ? По этой же причине осторожно нужно обходиться с подарками, которые связаны с разного рода увлечениями. Если человек любит барбекю и шашлык – это не означает, что ему нужно каждый год вручать по десятку мангалов и шампуров. Не солить же он их будет.
Последнее время особой популярностью среди презентов для «собратьев по разуму» пользуются подарки-антистрессы (настольная боксерская груша, настольный дартс, головоломки, тэнглы, «жвачка» для рук). Правда некоторые из них имеют не такую уж копеечную цену (в сравнении со снеговиком и сантой), но если хочется порадовать хорошего человека, почему бы и нет?
Мы вас любим в глубине души, где-то очень глубоко…
Подарки шефу – это отдельная тема. По правилам бизнес-этикета подарок должен быть коллективным. Если же презент вручается индивидуально, то он должен носить скорее символический характер и не быть слишком дорогим. Дело даже не в том, что дарителя могут счесть подхалимом, а в том, что дорогой подарок ставит принимающую сторону в неловкое положение, вынуждая подарить что-то в ответ.
Недавно популярный, а теперь уже стандартный вариант – подарочные наборы шахмат, нардов, книг и прочих атрибутов для тех, у кого IQ выше среднего. Ясное дело, что на работе (и даже дома) шеф не будет играть в шахматы, но здесь дело не в полезности подарка, а его статусности (вроде не заоблачно дорого, а выглядит прилично).
Неоднозначный подарок – разного рода живность. Так руководительнице подразделения одной крупной компании сотрудники презентовали на Новый Год аквариум с золотой рыбкой. Вроде хорошая идея – загадать желание под Новый год и всякое такое. Вот только золотистое создание не пережило новогодних праздников и преставилось. С тех пор ее дарителей вспоминают не иначе как «подаривших рыбку, которая сдохла…».
Частенько советуют дарить подарки, которые связанны с хобби обожаемого босса. Но и здесь есть свои подводные камни. Если вы не разбираетесь в тонкостях гольфа, тенниса или еще чего-нибудь не стоит делать тематические подарки, вы не сможете квалифицированно оценить его качество.
Если ваш шеф не совсем еще потерял чувство юмора, то можно сыграть на этом. Так сотрудники одной фирмы на Новый Год преподнесли начальнику необычный портфель, в котором лежало коллективное заявление, касающееся того, что никто из них не будет иметь претензий к руководителю, если им будет предоставлен дополнительный выходной. В результате счастливые дарители отдыхали все новогодние каникулы.
Подарки – это всегда приятно. Так что не стоит недооценивать силу этих вещиц, завернутых в красивую обертку. Под ней прячется не просто презент, а знак того, что нас любят и ценят. Приятнее этого может быть только одно – понимание того, что ТАК к нам относятся не только раз в году.
Автор: «Банк Идей», Оксана Андрющенко.
Версия для печати