Судьба и основной принцип успешного существования небольшого предприятия в условиях рынка – постоянные изменения в сторону лучшей работы. Эти изменения должны быть направлены на совершенствование производимых товаров и услуг в пользу потребителей, на опережающий конкурентов ввод на рынок новых продуктов, на расширение масштабов бизнеса и выражаются в первую очередь в росте доходов фирмы и заработной платы её сотрудников. Если к этому изобретательно, настойчиво и ежедневно не стремиться, конкуренты, «несущиеся как каток сзади», неминуемо «раздавят» фирму, создавая гораздо более выгодные предложения, и даже самые преданные доселе клиенты уйдут в поисках лучшего без всяких на то сожалений. Но вот в чём вопрос: откуда в фирме берутся нужные изменения? Они рождаются в головах ТОП-менеджеров? Или их можно где-то подсмотреть? Или о них пишут в «правильных» книжках? Несомненно, отчасти всё так и происходит, однако только за счёт этих способов изменения будут похожими на «слабое дуновение ветра», а не на «мощный шквал», способный вынести корабль фирмы далеко вперёд. Изменения должны постоянно готовить и проводить в жизнь менеджеры фирмы всех уровней, если они зовутся «эффективными менеджерами».
Так кто же такой «эффективный менеджер»? Во-первых, это очень надёжный менеджер, который не требует за собой постоянного контроля и который всегда нацелен на поддержку и укрепление своим трудом доброго имени фирмы. Он находит возможность даже в самых непростых условиях выполнить порученное добросовестно и изобретательно, не думая о каких-либо вознаграждениях за это. Лучшим правилом работы эффективного менеджера является самостоятельная надёжная и творческая работа во благо фирмы, но когда появляются непреодолимые препятствия – не замалчивание их, а немедленное информирование о них своих руководителей.
Во-вторых, он творческий и настойчивый человек, который ежедневно видит свои результаты и результаты фирмы, слышит пожелания покупателей и наблюдает за конкурентами, и от этого рождает новые смелые идеи и проекты. Но, придумав, увидев или услышав что-то важное для фирмы, он не замыкается в своих функциональных обязанностях, а стремиться сделать новинку достоянием всех своих коллег и руководителей. Эффективный менеджер стремиться раз за разом привносить в свою и в общую работу полезные новшества, он способен совершенствовать даже самую обыденную работу и радовать этим своих клиентов, он принципиально относится к своей работе и работе окружающих.
Если эффективный менеджер работает в ранге руководителя, то его первейшими задачами и заслугами являются неустанное развитие порученного дела. Для этого он должен выступать не только как генератор собственных новых идей, но и как интегратор поступивших от своих сотрудников. От него должны требоваться такие лидерские качества, как умение вдохновлять и сплачивать, максимально брать для дела из сложившихся возможностей и обстоятельств и не сетовать на имеющиеся ограничения, эффективно организовывать технологический процесс и его совершенствовать, уметь анализировать происходящее на рынке и в фирме и быстро реагировать в виде изменений. Результатами его работы за каждый анализируемый период времени являются внедрённые новинки и рост объёмов продаж, улучшенное качество работы коллектива и более тесные связи с другими коллективами, отрыв от конкурентов и продвижение доброго имени фирмы, рост заработков своих сотрудников.
Отличия менеджера от исполнителя (продавца, делопроизводителя и т.п.)
по известному предпринимателю и психологу – тренеру П. Друкеру
Менеджер
1. Стремиться к образу «победителя» и «самостоятельного человека».
2. Видит проблемы, в случае необходимости – прилагает большие усилия для их выявления.
3. Самостоятельно ищет и предлагает пути решения проблемы.
4. Использует возможность действовать самостоятельно.
5. Думает и действует так, чтобы поддержать деловую репутацию фирмы.
6. Ищет в происходящем положительное.
7. Настроен на результат.
8. Столкнувшись с трудностями, энергично пытается найти пути их решения, или немедленно обращается за помощью.
9. Решает проблемы самостоятельно или подсказывает, кто и как их должен решить.
10. Не боится нести ответственность за свои и общие дела.
11. Всегда исполнителен и собран, поскольку понимает необходимость поступательного движения в развитии. 12. Всегда энергичен и деятелен, работает на перспективу.
13. Всегда настроен на саморазвитие.
14. В неудачах, прежде всего, винит самого себя .
Делопроизводитель
1. Стремится к образу «маленького человека» или «несмышленого подростка».
2. Стремится не замечать проблемы.
3. Постоянно ждёт указаний, никогда не ищет ответов на вопросы.
4. Боится самостоятельности и ответственности, избегает, если возможно, действовать.
5. Всегда ищет виновных и ответственных и об этом постоянно напоминает.
6. Ищет в происходящем негативное.
7. Настроен «на действия», на работу «от и до», но не на результат.
8. Столкнувшись с трудностями, молча останавливается в ожидании указаний.
9. Ждёт, что проблемы будут решаться кем-то, или же они исчезнут сами.
10. Боится нести ответственность за свои и общие дела.
11. Не редко стремиться не исполнять порученное, проявляет забывчивость в надежде на то, что отдавший распоряжение сам забудет о нём.
12. Энергичен и деятелен только при решении сиюминутных лично выгодных дел.
13. Ищет виновных и всегда их находит.
14. Не критичен к самому себе.
Дорогие читатели! Давайте все вместе становиться эффективными менеджерами. От этого зависит наше с вами благополучие.
М.А. Гольдберг, генеральный директор ЦДО «Сфера»
Версия для печати