Одним из страстных увлечений менеджеров российского и мирового бизнеса является обучение. Именно в процессе учебы можно систематизировать имеющиеся знания, приобрести новые, узнать своих коллег по менеджерскому цеху из других компаний, городов, стран и развить маленькие серые клеточки своего мозга. А не что так не красит управленца, как свежие идеи, новые полезные связи и хорошо работающий ум.
Среди моря всяческих обучений для менеджеров, самым популярным в России является программа МВА (МВА – Мастер делового администрирования), по изучению которой менеджер получает сертификат, подтверждающий его профессиональную пригодность. Самое главное приобретение от МВА, безусловно, системные знания о том, как управлять компанией (как коммерческой так и некоммерческой).
Постараемся осознать, что такое российский МВА, в чем его сильные и слабые стороны, что он дает своим обладателям. Посмотрим на него изнутри – глазами очевидцев, получивших заветные дипломы профессиональных управленцев.
Для многих будет открытием узнать, что программа МВА – старушка 126-ти летнего возраста. Впервые обучение по программе МВА, стали проводить в Wharton Business School при университете Пенсильвании, в 1881г. Её появление было результатом активного развития индустриализации в США и желанием американцев узнать научный подход к ведению бизнеса. Прародителем современной программы МВА считается программа обучения для бизнесменов, разработанная в Tuck School of Business при Дартмутском колледже (США).
Собственно программа обучения МВА стандартна для бизнес-школ всех стран и континентов. Право преподавания МВА учебное заведение может получить в специализированных учреждениях: в США – это спец. агентства, входящие в Совет по аккредитации высшего образования, в Европе – это Фонд по аккредитации международного делового администрирования, в РФ – это Министерство образования.
Вот перечень предметов, изучаемых российскими студентами курсов МВА: менеджмент, экономическая теория, бухгалтерский и управленческий учет, финансовый анализ, стоимость компании, управление качеством, управление персоналом, маркетинг, численные методы в бизнесе, управление проектами, PR, IT-технологии в бизнесе, логистика, предпринимательство, стратегический менеджмент, правовая среда бизнеса. Он ровным счетом такой, как в любой бизнес-школе Европы и США.
Кроме того, есть дополнительные курсы типа обеспечение безопасности бизнеса, банки и банковская деятельность, риторика и иже с ними. По каждому из обязательных предметов пишется серьезная экзаменационная работа, по некоторым дополнительно сдается устный экзамен.
В российских ВУЗах представлены программы МВА пяти видов:1) очная двухгодичная программа. Рассчитана на выпускников ВУЗов, планирующих работать управленцами на отечественных предприятиях; 2)очно-заочная программа. Для менеджеров и топ-менеджеров, имеющих опыт руководства и желающих получить новые знания о теории и практике управления, структурировать имеющиеся, без полного отрыва от производственной деятельности. Проводится в течение 2-х лет, с четырьмя двух-трех-недельными установочными сессиями; 3)вечерняя программа. Для работающих сотрудников компаний. Проводится в течение двух лет, с ежедневными занятиями в после-рабочее время. Основными слушателями таких программ являются помощники руководителей и молодые сотрудники компаний, желающие карьерного роста и получающие для этого дополнительные знания: 4)ЕМВА – программа для топ-менеджеров компаний, желающих расширить свой управленческий кругозор, изменить свое видение того, как следует вести бизнес, в каком направлении его можно развивать далее.
МВА является лицензируемой программой. Для получения официального права преподавать МВА, российский ВУЗ должен соблюсти требования Закона к набору преподаваемых предметов, количеству академических часов, обязательных для посещения студентами, количеству сдаваемых экзаменов и количеству профессоров в составе преподавателей.
Лидерами рейтинга российских ВУЗов, предлагающих обучение по программе МВА являются Московский государственный университет, Стокгольмская школа экономики и Государственный унивеситет Высшая школа экономики. Причем их лидерство подтверждается как официальными источниками, так и рассказами студентов, прошедших обучение по программам МВА в МГУ и в СШЭ.
МВА для сладкого бизнеса.
Юлия Шестакова, генеральный директор Омской компании «Сладуница» получила диплом МВА в Высшей школе бизнеса МГУ в 2006г. Эта девушка – яркий пример того, как можно построить бизнес с нуля, семейным подрядом, имея в своем распоряжении азарт к развитию дела и самореализации. Появлению компании «Сладуница» (которая сейчас занимает 30% рынка кондитерских изделий г.Омска и области) предшествовало производство хлеба на собственной пекарне, потом – производство мармелада и пряников в условиях кулинарии, далее - приобретение нескольких цехов пустующего хлебозавода и организация там кондитерского производства.
«Сладуница» была создана в 1999 году. К 2001 г. из одного цеха, компания разрослась в два производственных предприятия и десять отделов с менеджерами по продажам, их руководителями, маркетологами, юристами, бухгалтерами, финансистами и службой безопасности. Осознав, что бизнес вырос, управлять им стало сложнее, Юлия приняла решение получить образование профессионального менеджера, по программе МВА. Почему именно в МГУ - как пояснила наша героиня - «…для провинциальных менеджеров авторитет МГУ, как первого университета страны, устойчиво стабильный, несмотря на изменения рынка предложений образовательных услуг».
Кстати, с нами в группе учился один из топ-менеджеров «Собинбанка», и просто москвич, который на вопрос, почему именно МГУ, ответил мне так: «Потому что МГУ – forever. Я получил здесь первое образование, защитил диссертацию, где же ещё мне учиться бизнес-наукам?». Так что МГУ любят и ценят как в провинции, так и в столице, и получить образование здесь становится признаком хорошего тона в российских деловых кругах.
Поступлению Юлии Шестаковой в ВШБ МГУ предшествовало обучение менеджерскому искусству на рабочем месте – чем больше становилась компания, сложнее система коммуникаций внутри неё, сложнее задачи, которые ставил рынок и конкуренты, тем более профессиональным управленцем становилась генеральный директор компании «Сладуница». Зачастую, одним из главных источников принятия решений была собственная интуиция. Понимая, что цена решения генерального директора гораздо выше стоимости обучения, Юлия поехала в Москву изучать тонкости менеджерской науки. Сама она рассматривала свое обучение как инвестиционный проект, который должен принести дивиденды её «Сладунице».
Была выбрана очно-заочная форма обучения – которая, как упомянуто выше, очень удобна для топ-менеджеров компаний.
Итак, изучив 17 наук, которые должен знать каждый менеджер, написав 17 экзаменационных работ, для чего изучив книжки от стратегического менеджмента до банковского дела, и защитив дипломный проект, как наша героиня оценивает собственно обучение?
По мнению Юлии, результаты обучения, которые получила лично она, превзошли её ожидания.
В процессе обучения, при разборе множества кейсов, чаще всего рассматривались производственные предприятия. И в компании «Сладуница» после каждого семестра, с энтузиазмом внедрялись самые современные технологии ведения бизнеса, бухгалтерского учета, управления персоналом и другие.
Получать степень МВА, считает Юлия, наиболее эффективно (в смысле расходования денег, времени и применимости полученных знаний) менеджеру, обладающими некими теоретическими и практическими навыками ведения бизнеса. Все дисциплины изучаются поверхностно, и выбор приоритетных тем напрямую зависит от видения преподавателя. Получить глубокие устойчивые знания МВА не поможет. Эта программа, скорее, помогает упорядочить понимание процессов, убедиться в правоте собственных выводов и предположений.
МВА придает уверенность в правильности действий (так как в процессе групповых занятий, разбора тех самых кейсов, деловых игр разбирается не один десяток ситуаций из жизни российского и международного бизнеса) избавляет от комплексов типа: "а может быть, я что-то делаю не так, и другие руководители совсем иначе подходят к решению подобных задач?". Пройдя это обучение, приобретаешь новый взгляд на то, как надо вести бизнес, быстрее определяешь приоритеты, спокойнее относишься к ситуациям из ряда тех, которые раньше относил к категории стрессовых.
По словам Юлии, во время учебы, она старалась детально впитывать все знания – что принесло свои плоды. К примеру, при изучении курса стратегического планирования этот предмет воспринимался только как необходимая теоретическая подготовка. Сейчас стратегическое планирование на основании плана развития компании в «Сладунице» стало делом руководителя каждого отдела, самостоятельно разрабатывающего помесячный план действий. После проработки деталей руководитель защищает собственный стратегический план перед заинтресованными лицами - собственниками, руководством компании и некоторыми менеджерами, вносит поправки и использует как основу для планирования своей повседневной деятельности.
Одним из важных приобретений от МВА Юлия считает приобретенные знания о менеджерских технологиях ведения бизнеса, умение узнавать и изучать новые методики и применять их в своей компании. До приобщения к сокровищнице бизнес-наук все (слишком категорично, я бы убрала слово «все») новые проекты разрабатывались с нуля: система начисления заработной платы и премирования сотрудников, мотивационные схемы, процессы внутрипроизводственной и управленческой деятельности. Каждый день, методом проб и ошибок, изобретался новый велосипед. Оказалось, все эти велосипеды уже давно изобретены и обкатаны, нужно просто грамотно пользоваться нужными технологиями.
А теперь, информация для преподавателей программ МВА и будущих студентов.
Минусы этого образования - все очень поверхностно, мало времени на проработку интересующих тем до полного усвоения информации. Кроме того, на процесс собственно обучения влияет субъективное мнение преподавателя о том, какую информацию и в какой форме подавать. Это не всегда совпадает с ожиданиями слушателей.
Кстати, в процессе нашего с Юлией обучения по программе МВА мы заполняли оценочный лист на каждого преподавателя, после прохождения курса обучения. Однажды мы всей группой так возмутись непрофессионализмом и некорректностью специалиста по логистике, что с ней школа вскорости прервала контракт. Так что обратная связь о том, довольны ли слушатели обучением, что именно нравится, что нет, что хотелось бы улучшить - есть.
Поверхностность обучения, которая действительно есть – результат необходимости втиснуть огромный объем информации в ограниченный промежуток времени.
Юлия не намерена останавливаться на достигнутом, в плане личностного развития, и следующим этапом, скорее всего, будет получение DBA. Профессионализм же менеджеров «Сладуницы» растет вместе с компанией – при реализации интересных проектов и выполнении амбициозные планов по увеличению доли компании на рынке.
МВА в банковском секторе.
Мне повезло учиться по программе МВА в Высшей школе бизнеса МГУ в интернациональной группе – вместе с москвичами, ростовчанами, жителями Омска и Тюмени, с нами учились бизнесмены и банкиры из Казахстана и Азербайджана. У меня сложились очень добрые отношения с Председателем Правления ОАО "АтаБанк" (банк основан в 1993 г., имеет 16 филиалов, совокупный капитал: 7,273 млн. долларов США, активы: 50,158 млн. долларов США.) – Мобилем Шарифовым. Кроме того, что он успешный бизнесмен (каковым и должен быть генеральный менеджер банка) он очень интересный человек и хороший друг.
Решение о необходимости дополнительного менеджерского образования, в случае Мобиля Шарифова, было продиктовано необходимостью конкурировать с множеством иностранных банков, пришедших работать в Азербайджан. Качество и успешность работы банка зависят от профессионализма его персонала и, самое главное – руководителя банка. Хороший банкир – прежде всего – хороший бизнесмен, который должен знать все технологии, методики и секреты ведения бизнеса. Очевидно, выбор пал на обучение по программе МВА
Высшая школа бизнеса МГУ, предлагая пройти обучение по программе МВА, обеспечивает своим студентам наиболее оптимальное сочетание цены и качества, по мнению моего собеседника.
Могу подтвердить эти слова: преподавательский состав, пожалуй, один из лучших в московских ВУЗах, учебные материалы очень хорошего качества, постоянная обратная связь после каждого курса и очень комфортные условия обучения (новое здание школы, аудитории, имеющие необходимое оборудование для проведения занятий, идеальная чистота).
По оценке Мобиля, ожидания от обучения полностью совпали с полученным результатом. Настолько, что он рекомендовал друзьям именно это обучение.
Вот что ответил мой собеседник на вопрос о плюсах и минусах российского МВА: самое большое преимущество этого обучения - системность приобретенных знаний. Теория менеджмента плавно перетекала в стратегический менеджмент и организационное развитие, за финансовым анализом следовал курс по управлению стоимостью компании и весь процесс управления бизнесом раскладывался на небольшие, понятные модули. Предшествующий опыт (более 10 лет) в финансовой сфере, безусловно, помог Мобилю Шарифову успешно пройти обучение. По его словам, МВА изменил видение, понимание бизнеса и перспектив развития.
Следует отметить, что курс МВА в МГУ максимально адаптирован к особенностям ведения бизнеса в России. Раскрывая суть ведущих теорий управления, предоставляя примеры, программа рассматривает их с точки зрения именно Российских особенностей.
Кстати, Мобиль так же как и Юлия планирует продолжать свое профессиональное образование. Пока суть да дело, решил передать свой опыт и знания слушателям пока единственного в стране Азербайджанского Банковского Учебного Центра. В перерывах между управлением банком и преподаванием, пишет диссертацию.
Скорее всего, у людей получивших степень МВА активизируется особый ген, ответственный за постоянное развитие и обучение. И теперь их удел - познание нового и самосовершенствование.
Да, и действие этого гена распространяется и на сотрудников таких менеджеров, потому что и менеджеры «АТА-банка» работают в ситуации обучения, прохождения различных тренингов, кроме того, что многие из них учились в европейских и американских ВУЗах (т.е. люди не простые).
МВА для связей с общественностью.
Тамара Борцова, управляющий по коммуникациям компании «Донской Табак» – одна из ярких фигур в среде ростовских топ-менеджеров. При упоминании собственно компании, после Ивана Игнатьевича Саввиди, непременно называется и её имя. Она – настоящий труженик и патриот одного из градообразующих предприятий столицы ЮФО. В течение двух лет проходила обучение по программе МBА «Политические и бизнес коммуникации» в ГУ ВШЭ в г. Москве.
Тамара узнала о наборе на модульную программу МBА по специальности «Политические и бизнес коммуникации» от своих преподавателей в Лондонской школе PR. Оценив программу курса, и получив одобрение (и моральное и материальное) от своего работодателя Ивана Игнатьевича Саввиди, госпожа Борцова стала студентом ГУ ВШЭ по программе МВА. Кстати, решение господина Саввиди о финансировании этого обучения является подтверждением того, что МВА – действительно хорошая инвестиция для желающих укрепить и успешно развить свой бизнес.
По мнению Тамары Борцовой, МBА- это возможность для специалиста взглянуть на поле своей деятельности как полководец на свои войска, с некой высоты. Это шанс уникального общения с людьми, которые занимаются тем же, чем и ты, но только в других компаниях и разных концах страны. Такое общение безусловно обогащает как в профессиональном плане, так и межличностном.
Основной метод преподавания, используемый в ГУ ВШЭ, для студентов МВА по-английски называется case-studies. Cтуденты разбирают проблемные ситуации из жизни российских и международных компаний и предлагают свои решения. Таким образом, ученик быстрее становится хорошим практиком, нежели при изучении только теории.
Самым главным приобретением от обучения по программе МВА Тамара Борцова считает новое бизнес-мировоззрение, новый подход к управлению в части коммуникаций. Это, кстати дорогого стоит. Ты не просто изучаешь новую методику работы, ты получаешь новый способ профессионального мышления.
Диплом МВА госпожа Борцова получила из рук Шохина Александра Николаевича. Без комментариев. Наверняка очень почетно и приятно, как на вручении Оскара.
По словам Тамары, дополнительно к системности знаний о бизнесе, миллиону проанализированных практических примеров, МВА научил её всегда осознавать уникальность коллеги, партнера, руководителя и умению раскрывать эту самую уникальность индивида для пользы общего дела.
Моя собеседница пояснила, что такое обучение должно проходить с отрывом от производства. Полное погружение в процесс обучения и отключение от ежедневной «текучки» - те факторы, которые позволяют управленцу быть «над ситуацией»: более эффективно учиться, чтобы потом не менее эффективно работать.
Тамара, как и все менеджеры с МВА планирует дальнейшее профессиональное развитие – в её планах проведение исследований в сфере коммуникаций на примере бизнеса, в котором она работает. Второе, возможное направление развития – преподавание в высшем учебном заведении. А чем больше лекторов-практиков, тем больше студентов, готовых к работе в реальном бизнесе.
Северная столица нашей Родины также радует менеджеров, жаждущих новых полезных знаний, обучением по программе МВА.
Стокгольмская школа экономики в России предлагает топ-менеджерам российских компаний, обладающих опытом управления, развития бизнеса в различных отраслях экономики, пройти обучение по программе I-ЕМВА- International Executive MBA. По словам Марии Шульц, PR-менеджера школы, на ЕМВА топ-менеджеры приходят за личностным развитием, за новым видением собственно бизнеса и возможных направлений его развития. Кстати, частое употребление слова «видение» не случайно. Впервые, в приложении к менеджменту, я узнала его от декана ВШБ МГУ – Олега Самуиловича Виханского. Видение – это один из необходимых навыков современного лидера: это способность осознавать ситуацию в бизнесе и возможных перспектив её развития.
Из рассказа госпожи Шульц про обучение на программе ЕМВА СШЭ стало очевидно, что это не только программа для получения новых знаний, формирования новых навыков – это способ самосовершенствования для архи-опытных и знающих менеджеров.
Собственно обучение организовано по модульной форме: всего в программе 15 модулей, каждый из которых занимает пять полных дней. Такая система учебы позволяет минимизировать отрыв управленцев от работы. Через каждые четыре модуля проводится экзамен, для проверки усвоенных знаний – это кроме выполнения домашних заданий. С самого начала учебы каждый студент начинает писать диплом, под руководством персонального тьютора. Собственно дипломные работы обычно посвящены либо развитию нового направления в бизнесе студента либо это исследовательская научная работа.
Методики обучения – интерактивные. Это, ранее описанный, кейсовый метод, деловые игры, симуляции, тренинги.
Программа обучения ЕМВА Стокгольмской школе экономики в России аналогична программе обучения студентов в школе экономики в самом Стокгольме. Преподавательский состав программы на 90% состоит из иностранцев (профессора из школы экономики в Стокгольме, Гарварда, и др). Самое главное требование к каждому преподавателю – у него должен быть опыт практической деятельности по преподаваемому предмету. Поэтому в СШЭ преподают профессионалы с практическим опытом работы в бизнесе, консультанты и лекторы с опытом работы в крупных структурах. Т.к. слушателям ЕМВА не нужна теория, им необходимы новые практические технологии, развивающие новое бизнес-мышление; им интересно узнать, какие есть новые способы решения тех задач, с которыми они сталкиваются каждый день, какие ещё цели можно ставить в бизнесе, в каком направлении можно развиваться.
МВА для искусства.
Федор Демешко, исполнительный продюсер компании «Никола-фильм», С-Петербург, учился на программе ЕМВА в СШЭ с 2001 по 2003 г. Причем, до поступления в СШЭ он был финансовым директором петербургского отделения французской компании «Шлюмберже индастриз». И именно ЕМВА круто изменила его жизнь.
Изведав все тонкости мастерства финансиста, Федор решил не останавливаться на позиции финансового директора, а идти дальше. Для этого были необходимы дополнительные или новые знания о бизнесе, способах его ведения.
Изучив предложения российских ВУЗов, послушав рекомендации друзей, его выбор пал на программу ЕМВА в СШЭ. (Да, конкурс на вступительных экзаменах на программу ЕМВА в СШЭ составляет 4-5 человек на место.)
Причины было три: 1)высокое качество обучения; 2)близость к месту работы; 3)стоимость обучения частично компенсировалась шведским Фондом Ханса Раузинга.
Кстати, это пример того, как западные компании занимаются корпоративно й социальной ответственностью. Ведь обучая российских менеджеров, Запад готовит для себя профессиональных партнеров и менеджеров, способных развивать российскую экономику. Очень благородно и дальновидно.
По словам Федора, обучение по программе ЕМВА предназначено для формирования у обучающегося нового способа работать в бизнесе, находить новые и более эффективные способы решения производственных проблем, новое понимание того, как решать любую бизнес-задачу.
За два года обучения, наш собеседник прошел не один десяток деловых игр, в которых он и его товарищи по группе симулировали реальные бизнес-ситуации и находили их решение. Обучение происходило на основе практических примеров, по принципу – от частного к общему. На основе нескольких разобранных практических ситуаций, студенты узнавали, какими законами экономики, финансов и менеджмента регулируются изученные примеры.
Да, группы студентов формируются так, чтобы вместе учились менеджеры из разных отраслей промышленности и департаментов – чтобы была аналогия с реальной компанией: есть финансисты, маркетологи, производственники…
Экзамены в СШЭ принимаются по всей строгости, рассказал Федор, ты не можешь просто вызубрить несколько страниц текста с формулами – ты должен показать, что ты понимаешь тему, по которой сдаешь экзамен.
По поводу плюсов и минусов пройденного обучения, кроме восторгов, Федор уточнил, что хорошему практику от бизнеса, для успешного преподавания архи важно уметь делать хорошие презентации. Иногда интересная информация теряется из-за неумения преподнести её студентам.
Главное приобретение от обучения на ЕМВА – появление устойчивой веры в то, что ты можешь более того, что достиг ранее. Что профессиональному менеджеру по силам разные задачи, в разных отраслях промышленности и даже в искусстве.
Так, после получения степени ЕМВА Федор решил попробовать свои силы в кинопроизводстве, которое по его словам принципиально не отличается от любого другого производственного бизнеса.
Кроме нового бизнес-мировоззрения, уверенности в себе, студенты МВА и ЕМВА завязывают деловые контакты друг с другом. Федор рассказал, что двое его одногруппников совместно построили завод по производству сейфов в ОАЭ и теперь успешно осваивают арабский рынок.
Федор являет собой пример увлеченности обладателей МВА постоянным развитием. Дополнительно к продюсерской деятельности, он стал преподавателем курсов «Финансы» и «Управленческий учет» в Стокгольмской школе экономики. Талантливый человек талантлив во всем.
МВА для личностного и профессионального развития.
Евгений Теруков, генеральный директор группы компаний «SSE Ring», выполняющей проекты в сфере маркетинговых исследований и разработке клиент-ориентированных программ, стратегического консалтинга, поступил на программу ЕМВА в Стокгольмской школе экономики в С.-Петербурге в 2000 г. Перед ним не стояла проблема выбора, где именно учиться, так как годом ранее он прошел обучение по программе Ханса Раузинга «Современная Экономика, Бизнес и Предпринимательство» в СШЭ. По мнению Евгения, обучение в СШЭ отвечает трем требованиям: 1)качественная структура программы обучения, 2)правильный подбор преподавательского состава, 3) высокие критерии отбора участников программы.
По словам Евгения, к преимуществам российского МВА можно отнести следующие факторы:
1.
содержание программы адаптировано к особенностям российской экономики;
2.
слушатель программы активно общается именно с российскими бизнесменами, обмениваясь опытом и налаживая необходимые деловые контакты. Но, программу ЕМВА, преподаваемую в СШЭ, все же следует рассматривать как пример западного образования в России: система образования аналогична программе ЕМВА, преподаваемой в Стокгольме, и 90% преподавателей – иностранцы.
По мнению господина Терукова, если оценивать различия в российском и европейском бизнес-образованиях, первое, на что необходимо обратить внимание – это возраст. В России первые образовательные программы для бизнеса появились только 15 лет назад. В Европе они существуют уже более 60 лет, сложилась и активно развивается система подготовки преподавателей для бизнес-программ.. Она складывается из: 1) открытости самого бизнеса для передачи информации преподавателям, 2)контактов между преподавателями бизнес-школ на форумах и конференциях, 3)многолетней практики в разработке программ бизнес-образования; 4) интеграции бизнес-школ в западные предпринимательские структуры.
В программе ЕМВА, преподаваемой в российской СШЭ, как уточнил Евгений, сбалансированы интерактивные методики преподавания и технологии развития личности - что представлено в многочисленных кейсах, коучинге и групповых деловых играх. Поэтому, студенты ЕМВА не просто слушают лекции о бизнес моделях (например, Портера и Котлера), они научаются их применять в своей практической деятельности.
По мнению господина Терукова, лично ему ЕМВА дал: 1)качественную структуру знаний, что помогло ему систематизировать прежний опыт работы в бизнесе и более эффективно использовать вновь получаемые знания. 2)Обширные и полезные деловые связи. В частности, именно обучение на программе ЕМВА помогло Евгению получить предложения работы директором по маркетингу Санкт-Петербургском подразделении компании «РУСТ», потом коммерческим и, далее, управляющим директором завода «Веда Пак».
3. Качественный диплом, который действительно позволяет, после его получения претендовать на повышение заработной платы и карьерный рост. Дело в том, что СШЭ в С-Петербурге – единственная бизнес-школа в России, входящая в общепризнанный рейтинг программ МВА и ЕМВА, ежегодно составляемый «Financial Times». В рейтинге 2006 года СШЭ занимает 38ое место в мире и 1ое среди бизнес школ Северной Европы.
Как настоящий обладатель МВА, Евгений не прекращает личностного и профессионального развития. Сейчас в его образовательном списке – тренинги по презентационным навыкам, технологиям преподавания, клиент-ориентированным методикам. Помимо работы в консалтинге, он читает лекции по брендингу и клиенто-ориентированным программам в СШЭ.
Резюме:
1.
Мнения обладателей степени МВА, полученные из первых рук, позволяют судить о том, что это очень полезное образование для профессионального менеджера. Ведь архи-важно не просто иметь опыт работы – необходимо понимать, какие технологии стоит применять для успешного решения бизнес-задач. Кроме того, важно иметь систему – как изучать и применять бизнес-науки.
2.
Получение степени МВА в российском ВУЗе – это серьезный труд, и «рыночная стоимость» менеджера с МВА, объективно выше. Обычно степень МВА получают профессионально активные, талантливые люди, которые не останавливаются на достигнутом, продолжая свое развитие и неся знание в массы (многие обладатели МВА становятся преподавателями бизнес-школ).
3.
Российский МВА позволяет серьезно расширить деловые контакты – найти новых партнеров для бизнеса или же новых работодателей.
4.
Самое главное, МВА значительно изменяет бизнес-мировозрение менеджера, дает обоснованную веру в то, что любая задача решаема. Помимо повышения профессионализма, МВА мощно стимулирует его личностный рост.
5.
Скорее всего, российским ВУЗам необходимо уделять внимание повышению «стоимости» выдаваемых ими дипломов, чтобы работодатели позитивно реагировали не только на слова «у меня МВА МГУ», «МВА ГУУ ВШЭ» или «МВА СШЭ».
Автор: Светлана Попова
Источник: www.mainjob.ru
Версия для печати