В конце марта большинство учебных заведений начало прием документов от соискателей, желающих получить дополнительное, чаще всего второе высшее образование. Условия зачисления абитуриентов, учебные планы и предлагаемые формы обучения могут существенно различаться в зависимости от специфики конкретного вуза.
Мода или веление времени?
В последние десять лет возросло количество желающих получить второе высшее образование. Это не означает, что наличие нескольких дипломов - вопрос престижа. «Второе высшее - отнюдь не веяние моды, а необходимость, продиктованная здравым смыслом, - считает проректор Высшей школы психологии Илья Базенков. - С каждым годом мы все больше приближаемся к системе так называемого непрерывного обучения. Существует множество профессий, требующих познаний в нескольких областях. Стать настоящим специалистом в таком случае можно, только постоянно пополняя свои знания как в основной, так и в смежных специальностях. Учеба во втором или третьем вузе, тренинги, семинары, участие в конференциях - все это позволяет людям профессионально развиваться».
Людей, стремящихся поступить во второй вуз, можно условно разделить на три категории. К первой относятся специалисты, которые хотят стать настоящими профессионалами, закрепиться на занимаемой должности и лучше выполнять свою работу (примерно 50-60% всех поступающих). К примеру, владелец электромонтажной организации, имеющий диплом технического вуза, должен хорошо ориентироваться в теории менеджмента и основах права; руководителю кадровой службы нередко может потребоваться глубокое знание психологии, а врачу - знакомство с вычислительной техникой, например, для работы с ультразвуковыми аппаратами и томографами.
Вторая группа абитуриентов, 40- 50%, - люди, разочаровавшиеся в своей профессии и желающие сменить сферу деятельности. Нередко это инженеры, которые увлеклись гуманитарными специальностями, экономисты и бухгалтеры, желающие проявить себя в творчестве, или представители самых разных специальностей, не имеющие возможность продолжать работу на прежнем месте по состоянию здоровья.
И, наконец, третью группу, не более 10%, составляют представители любых профессий, стремящиеся получить второе высшее образование просто для себя, чтобы увереннее ориентироваться в жизни. Такие люди обычно идут в психологические вузы, надеясь решить проблемы в семье или в коллективе; в педагогичеcкие - для воспитания детей. Популярны юридические специальности: многие хотят самостоятельно оформлять документы; иногда выбирают разнообразные учебные заведения художественного профиля.
За деньги или без?
Распространено мнение о том, что обучение во втором вузе можно пройти только на платной основе. На самом деле некоторые могут получить второе высшее образование бесплатно. По закону такое право предоставлено людям с полным или незаконченным высшим военным образованием, проходившим службу по контракту и уволенным в запас. Кроме того, аналогичным правом могут воспользоваться военнослужащие, получившие высшее образование по гражданской профессии, родственной профилю их военной специальности (при прохождении службы в армии по этой специальности они приравниваются к военнослужащим, окончившим соответствующее высшее или среднее военное образовательное учреждение, а после увольнения имеют право бесплатно обучаться в вузах).
Однако в законе "О статусе военнослужащих" не указан источник финансирования, поэтому бывшие военнослужащие могут быть зачислены только на бюджетные программы, которые длятся пять лет, но и их они могут изучать в укоренные сроки по решению ученого совета вуза.
Гражданские для получения очередного диплома могут поступить как в государственные, так и в коммерческие вузы исключительно на платной основе.
Слушатели и студенты
Обучаться по программе второго высшего образования могут только дипломированные специалисты: и в государственные, и в коммерческие вузы принимают заявления от людей, имеющих дипломы о высшем профессиональном образовании. Однако студенты вузов, которые планируют получать образование одновременно по двум специальностям, имеют возможность одновременно учиться по разным программам в одном или разных вузах.
Многие молодые люди стремятся за время своего студенчества получить и несколько дипломов, и опыт работы, однако далеко не у всех это получается на практике: при добросовестном, а не поверхностном изучении всех обязательных дисциплин в одном вузе у студентов просто физически не остается времени на учебу во втором вузе и работу.
Зачисление во второй вуз
Для того чтобы получить второе высшее образование, как правило, достаточно лишь принести в приемную комиссию выбранного вуза комплект необходимых документов (обычно в него входят ксерокопия паспорта, несколько фотографий, диплом о высшем образовании), пройти небольшое собеседование и оплатить обучение на первом семестре или курсе. Но бывают и дополнительные задания. Например, для поступления в Государственный университет - Высшую школу экономики желающие получить второе высшее образование обязательно должны успешно пройти компьютерное тестирование по выбранной специальности и представить приложение к диплому. На основании пройденных ранее дисциплин составляется индивидуальный учебный план каждого слушателя и, если это необходимо, проводятся дополнительные занятия, для того чтобы слушатели, имеющие гуманитарное образование, могли бы в полной мере, наравне с выпускниками технических вузов изучать дисциплины экономического профиля.
Однако фактически не всякий диплом вуза дает право получать очередное высшее образование по любой специальности. К примеру, в Московскую государственную юридическую академию, в которой программа второго высшего образования рассчитана на четыре года, принимают соискателей не из всех вузов. «Мы не занимаемся повышением квалификации или переподготовкой специалистов, - поясняют в приемной комиссии академии. - Люди, имеющие дипломы юридических специальностей, или студенты юридических вузов получить второе образование у нас не могут».
Обычно вузы придерживаются правила, по которому после окончания технических вузов можно получать новое образование по любой специальности, а если первое высшее образование соискателя было гуманитарным, решение о его зачислении принимается ректоратом выбранного вуза. Декан заочного факультета Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Ермаков пояснил «Газете»: «Мы не можем принять гуманитариев на обучение техническим специальностям по программе второго высшего образования, во-первых, потому, что при зачислении в первый вуз они не сдавали экзамен по математике, а во-вторых, потому, что при формировании программы обучения нам просто нечего им будет перезачитывать, за исключением физкультуры и иностранного языка».
Конкурс и вступительное собеседование
Поскольку в подавляющем большинстве случаев получение второго образования происходит на платной основе, такого понятия, как конкурс при поступлении, в этом случае не существует. Прием документов обычно продолжается с конца марта по октябрь, но может закончиться и несколько раньше планируемого срока - при заполнении всех вакантных мест.
Большинство вузов зачисляют абитуриентов или сразу же после подачи документов и оплаты обучения за определенный конкретным вузом срок, или после прохождения дополнительного собеседования, на котором у соискателя выявляют знания основ выбранной для обучения специальности. Для зачисления в Высшую школу психологии, например, абитуриентов просят написать небольшое эссе о том, как они представляют себе работу психолога, и пройти собеседование-консультацию с профессиональным психологом. «Наша задача - уберечь людей и от напрасной траты денег, и от крушения каких-то надуманных идеалов, - поясняет Илья Базенков. - Психология во все времена была овеяна многочисленными мифами и далекими от реальности вымыслами. Нередко к нам приходят люди, желающие после получения диплома излечить или переделать весь мир. С помощью собеседования мы стараемся предоставить им своего рода обратную связь и объяснить, что же представляет собой классическая психология на самом деле. Иногда после подобных собеседований мы навсегда прощаемся с некоторыми соискателями, но считаем, что такой исход для нас предпочтительнее ситуации, когда мы будем становиться свидетелями того, как в процессе обучения станут рушиться чьи-то мечты».
Сколько лет и по какой форме учиться?
В большинстве вузов программа второго высшего образования рассчитана на три года (нормативный срок обучения), однако в некоторых учебных заведениях ее длительность и, соответственно, оплату рассчитывают индивидуально. «В зависимости от того, какой вуз и по какой специальности прежде заканчивал поступающий к нам человек, мы формируем для него персональную программу обучения, - рассказывает Александр Ермаков. - Иногда, например, в ситуациях, когда перезачет делают по большинству предметов, зачисление идет даже не на второй, а сразу на третий курс, а сокращение количества учебных часов учитывается при оплате за обучение».
Формально обучение людей, получающих второе высшее образование, в подавляющем большинстве вузов проходит по вечерней или заочной форме. Однако это вовсе не означает, что студенты должны учиться только в вечерние часы. В некоторых учебных заведениях существуют так называемые группы выходного дня, студенты которых учатся только в субботу и воскресенье, в других расписание занятий формируют по согласованию со студентами и преподавателями. Вечерняя и заочная формы обучения подразумевают конкретное количество аудиторных занятий и часов, отведенных на самостоятельную проработку учебного материала. При этом дополнительное высшее образование получают в сжатые сроки, во-первых, потому, что обучаемым перезачитывают ряд предметов (речь может идти, скажем, об иностранном языке, физкультуре, истории и т.д.), а во-вторых, из-за того, что людей с высшим образованием априори считают более организованными, а значит, способными изучить ряд дисциплин самостоятельно.
Легко ли обучать студентов второго высшего?
Опыт проректора Высшей школы психологии свидетельствует о том, что людей, уже имеющих высшее образование, учить не только проще, но и интереснее. «Главное, что у них, как правило, есть реальная заинтересованность в получении дополнительного образования, а от этого процентов на 80 как раз и зависит эффективность обучения, - говорит Илья Базенков. - Такие студенты уже обладают необходимыми навыками: им не надо, например, объяснять, как записывать лекции или как пользоваться литературой. И главное, они обладают высоким уровнем требовательности, что всегда радует преподавателей».
Директор по ДПО ГУ-ВШЭ Елена Коваль поднимает планку и для преподавателей: «От тех, кто работает со слушателями второго высшего, требуется наличие опыта практической деятельности в своей сфере, владение современными методами обучения взрослых, способных скорректировать академические программы с учетом потребностей слушателей. При этом общение с людьми, имеющими опыт в бизнесе, как правило, обогащает и преподавателя».
В современных условиях, когда объем знаний во всех областях быстро растет, постоянно чему-то учиться просто необходимо. А значит, задача получения дополнительного высшего образования всегда будет оставаться актуальной для людей самых разных возрастов.
Автор: Елена Хотулева
Версия для печати