»Кто в торговом зале главный?
» http://gelyon.ru/page.php?id=363

Придя в магазин, мы можем принять его за простого продавца-консультанта. Он так же ответит на все наши вопросы и проконсультирует по товару. На самом деле его обязанности гораздо шире, чем у линейного персонала. От его компетентности во многом зависит слаженность работы сотрудников того или иногда отдела или даже всего торгового персонала магазина. И что самое интересное, этого человека в каждой компании называют по-разному.<br />
<br />
Администратор, менеджер, начальник отдела…<br />
<br />
Название должности специалиста, организующего деятельность всего торгового зала или какой-либо его части в розничном магазине, может быть совершенно другим, нежели в соседней компании-ритейлере. Он может занимать позицию администратора или менеджера торгового зала (такое название нередко встречается в продуктовой рознице), заведующего или начальника отдела (должность характерна для гипермаркетов) или даже быть заместителем директора магазина (если магазин не очень велик). Однако, как бы не называлась должность и в каком бы сегменте не осуществлял свою деятельность ритейлер, должностные обязанности у всех вышеперечисленных сотрудников, которых можно отнести к менеджерам среднего звена, приблизительно одинаковые. Да и требования работодателей во многом также сходны, хотя есть, конечно же, и некоторые отличия.<br />
<br />
Требования<br />
<br />
По словам Елены ТУБАШОВОЙ, консультанта кадрового холдинга АНКОР, основные требования, которые предъявляют компании-ритейлеры к администраторам торгового зала, – это опыт аналогичной работы не менее года, желательно в том же либо близком сегменте рынка, опыт обучения, управления и развития персонала, организации приема поставок, знание экономических показателей (понятий «средний чек», «наполняемость чека», «конвертация» и т.п.). Немаловажным, по словам Елены, является также знание основ мерчандайзинга и опыт проведения инвентаризаций.<br />
<br />
Как рассказала Екатерина ПРОСВИРКИНА, менеджер по коммуникациям компании H&amp;M, в данной сети от претендентов на должность заведующего отделом ожидают наличие опыта работы в рознице, желательно именно в fashion retail, а также важны личные качества – умение ладить с людьми, аналитические способности, стрессоустойчивость.<br />
<br />
– Конечно, приобрести готового заместителя директора с опытом работы заманчиво, однако правильнее растить собственные кадры, – говорит Дарья КАПРАНОВА, директор по управлению персоналом компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». – Для этого в компании организована программа Управленческого резерва, где будущие заместители директора получают необходимые знания и навыки для управления людьми и процессами. Не обязательно, но приветствуется высшее образование. Возраст не лимитируется, но поскольку коллектив магазинов молодой, заместитель директора должен быть «на одной волне» с остальными сотрудниками.<br />
<br />
Однако в некоторых компаниях требования к среднему звену несильно отличаются от требований к линейному персоналу.<br />
<br />
– Менеджером в ИКЕА может стать любой человек, у которого есть желание и способности к руководству людьми. Опыт работы желателен, но не играет решающей роли, так как прийти к позиции менеджера можно различными путями. Это может быть программа стажировки для будущих менеджеров или постепенное развитие в отделе, начиная с позиции продавца, – говорит Марина ДУБАКИНА, руководитель отдела по работе с персоналом компании «ИКЕА Россия».<br />
<br />
Обязанности<br />
<br />
Они делятся на два направления: работа с товаром и управление людьми.<br />
<br />
В «Белом Ветре ЦИФРОВОМ» заместитель директора контролирует соблюдение сотрудниками магазина стандартов, принятых в компании. Прежде всего, это касается стандартов качества обслуживания и работы с клиентом. Кроме того, он отслеживает правильность и своевременность выставления товара, обеспечивает порядок и чистоту в торговом зале и подсобных помещениях, выполняет процедуры по работе с претензионным товаром, контролирует уровень подготовки персонала, направляет сотрудников на специализированное обучение, а также сам занимается их развитием.<br />
<br />
Заработная плата и социальный пакет<br />
<br />
По словам Светланы НОСОВОЙ, старшего консультанта по подбору персонала Kelly Services, оклад администраторов торговых залов составляет от 30 тысяч рублей и выше, возможны бонусы. Из дополнительных льгот, сообщила она, многие компании предоставляют своим сотрудникам скидку на собственную продукцию, а иногда еще и полисы ДМС.<br />
<br />
В «Белом Ветре Цифровом» заработная плата заместителя директора зависит от категории магазина (его площади, трафика, товарооборота) и, конечно же, от показателей магазина, на которые заместитель директора может и должен влиять. Ключевыми показателями являются выполнение плана по продажам и оценки качества обслуживания. При правильной работе и ответственном отношении к делу доход составляет в среднем 45–50 тысяч рублей в месяц.<br />
<br />
В H&amp;M в социальный пакет входит добровольное медицинское страхование и скидки на продукцию в магазинах компании по всему миру.<br />
<br />
А у сотрудников ИКЕА социальный пакет и того шире. Они могут покупать все товары компании со скидкой, имеют полисы ДМС, страховку от несчастного случая, корпоративную скидку в фитнес-клуб, возможность изучать английский язык, частичную компенсацию питания, а также могут рассчитывать на помощь компании при переезде в другой город.<br />
<br />
График работы<br />
<br />
Здесь возможны варианты. Это может быть график 2/2 по 12 часов, как у большинства линейного персонала, а может быть пятидневка с 8-часовым рабочим днем и плавающими выходными. Правда, и во втором случае далеко не всегда управленцы работают с 9 до 18. Смена может быть и с 12 до 21 часа, а в круглосуточных магазинах бывают и ночные смены.<br />
<br />
Карьера<br />
<br />
Многие компании предпочитают «выращивать» персонал, поэтому администраторами торговых залов (менеджерами, начальниками отделов, заместителями директора и т.п.) обычно становятся продавцы-консультанты. У некоторых компаний даже существуют программы развития персонала, где прописаны сроки движения по карьерной лестнице.<br />
<br />
Руслан ЧЕЧЕНИН, 24 года, заместитель директора магазина «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ»:<br />
<br />
Свою карьеру в ритейле я начал пять лет назад, будучи студентом РГСУ, в компании другого цифрового ритейлера. Там я прошел путь от стажера до управляющего магазина. В «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» пришел год назад. Сначала была стажировка, которая длилась 20 дней, а после сдачи экзамена был назначен на должность заместителя директора магазина.<br />
<br />
Какие функции вы выполняете, что входит в ваши обязанности?<br />
<br />
Помимо меня, в нашем магазине работают еще два заместителя директора. Функционал у нас примерно одинаковый, но разграничены зоны ответственности – например, один отвечает за организацию и контроль обучения персонала, второй – за выполнение поставленных планов продаж товаров и услуг, третий – за обеспечение организации учета товарно-материальных ценностей. Данные зоны ответственности распределяет директор магазина, время от времени их исполнители меняются. Большую часть рабочего времени я провожу в торговом зале. В мои обязанности входит поддержка и организация эффективного процесса продаж, управление коллективом, обучение персонала, организация, контроль и управление деятельностью магазина, анализ результатов продаж и качества обслуживания покупателей, обеспечение организации учета ТМЦ, предоставление аналитики и отчетности руководству, работа с рекламациями.<br />
<br />
А как организовано обучение и оценка знаний сотрудников в компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ»?<br />
<br />
Что касается обучения, то оно включает в себя программы «Цифровой специалист» (дистанционное обучение и тестирование всех сотрудников магазина), «Цифровой Университет» (регулярные мастер-классы в сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ»), обучающие тренинги в Корпоративном Университете и тренинги от вендоров (Прим. ред.: компаний, выпускающих и поставляющих продукты и услуги под своей торговой маркой). Помимо плановых тренингов, мы также можем выбирать и посещать те тренинги, которые нам интересны в данный момент. А раз в полгода каждый сотрудник проходит плановую аттестацию.<br />
<br />
Существует также программа подготовки управленческого резерва (Школа лидерства). В данный момент я нахожусь в управленческом резерве на должность директора магазина.<br />
<br />
Что вам нравится в вашей работе?<br />
<br />
Мне нравится атмосфера в нашем коллективе, отношение руководства компании к сотрудникам. Если возникает какая-то проблема, она быстро решается. Приветствуется инициатива, любой сотрудник может выйти к руководству сети с предложением, и оно обязательно будет рассмотрено. Работа в ритейле вообще очень интересная и насыщенная, здесь очень мало однообразия и рутинных дел. Я рад, что работаю в «Белом Ветре ЦИФРОВОМ»!<br />
<br />
Должностные обязанности администратора торгового зала:<br />
<br />
● Осуществляет руководство персоналом торгового зала (продавцами, продавцами-консультантами, кассирами и иным линейным персоналом).<br />
● Осуществляет управление запасами и ассортиментом товаров в торговом зале.<br />
● Организует подачу товаров в торговый зал и руководство работой по их выкладке.<br />
● Ведет оперативный учет остатков товаров в торговом зале и сообщает руководителю торгового предприятия или иному должностному лицу данные о товарах с критичным минимумом остатков, с критичным сроком годности, а также сведения о товарах повышенного, равномерного и пониженного спроса.<br />
● Осуществляет контроль за соблюдением персоналом торгового зала надлежащего качества и культуры обслуживания покупателей, правил продажи товаров и санитарно-гигиенических требований, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности.<br />
● Организует информирование покупателей о товарах (их потребительских свойствах, ассортименте, ценах, пр.), сопутствующих услугах (сборка, подключение, доставка, пр.) и режиме работы торгового предприятия.<br />
● При необходимости оказывает помощь покупателям в выборе товаров.<br />
- Организует проверку качества и безопасности поступающих в продажу товаров, сроков их годности.<br />
● Изымает из продажи некачественные товары, товары с истекшими сроками годности, неисправные и имеющие дефекты товары.<br />
● Осуществляет контроль за наличием ценников на товарах.<br />
● Принимает меры по разрешению конфликтных ситуаций с покупателями.<br />
● Осуществляет контроль за исправностью оборудования торгового зала и информирует руководство торгового предприятия о неисправности оборудования для принятия необходимых мер.<br />
● Анализирует результаты работы торгового зала по следующим направлениям: сведения о размерах продаж (по группам товаров, по конкретным товарам), сведения об изменении ассортимента товаров в торговом зале.<br />
● Обслуживает операции возврата, списания, переоценки и резервирования товаров.<br />
● Принимает участие в инвентаризациях.<br />
● Организует в экстремальных ситуациях эвакуацию покупателей из торгового зала, вызывает милицию, «скорую помощь», и другие службы.<br />
<br />
Лана КУБАНО, медиахолдинг «Пронто-Москва»