»Избежать «нездоровой» конкуренции » http://gelyon.ru/page.php?id=333 |
Хорошее место работы и высокая должность в 99% случаев не сваливаются с потолка – их нужно не только завоевать, но и постоянно доказывать, что ты самый лучший. Поэтому многие руководители специально принимают меры по стимулированию конкуренции в рабочем коллективе. Однако это не всегда правильно трактуется самими работниками. Взглянуть на дело здраво помогут специалисты кадрового агентства Tom Hunt старший партнер Владимир ЯКУБА и Маргарита ЛАЙНГЕР.<br /> <br /> Конкуренция на работе – дело в наше время достаточно распространенное. Механизм рыночной экономики предполагает развитую конкуренцию во всех сферах деятельности, причем и в деятельности каждого, отдельного взятого человека. В нашем обществе выживает и достигает высот тот, кто умеет выделиться, обладает исключительной компетентностью.<br /> <br /> Конкуренция видна в чистом виде, например, в отделах продаж, где менеджеры «рвут кусок друг у друга изо рта». И это необходимая мера, так успех продаж в целом зависит именно от стремления и усердия самого работника. Если он будет находиться в «расслабленном» состоянии, то результаты продаж всей фирмы будут ухудшаться. Планку нужно постоянно поднимать, а кто не успевает, тот аутсайдер и должен либо что-то серьезно пересмотреть в своей работе и показать результат, либо уйти. Также считается, что конкуренция в коллективе весьма полезна для работодателя, потому что если два работника метят (к примеру) на одну должность, то они буду стараться подать себя с лучшей стороны, повысить свои рабочие показатели, а это поможет руководителю сделать правильный выбор.<br /> <br /> Работники часто воспринимают стимулирование здоровой конкуренции в коллективе как технологию давления, выживания сотрудников и дополнительного инструмента по увеличению текучки кадров. То есть конкуренция воспринимается как негативное явление. Это не так! Конкуренция на рабочем месте бывает просто необходима, когда она имеет определенные рамки. Если ее механизмы – стимул для сотрудника лучше выполнять свою работу, это, безусловно, очень полезно для работы всей организации в целом. Важно, чтобы отношения в коллективе при этом оставались человеческими, а не становились «волчьими» (например, когда один работник начинает «идти по головам» своих сотрудников, «ставит подножки» и вообще поступает непорядочно), не превращалась в сведение личных счетов.<br /> <br /> Различные американские книги по управлению персоналом говорят нам о том, что в США конкуренцию намеренно разжигают, нагнетают и культивируют. Считается, что это повышает производительность труда и приносит одну только пользу. Но в России сложилась несколько иная традиция. Мы в большей степени «коллективная» нация, и нам привычнее работать в группе, бригадой, где ценится сплоченность и помощь. Тех же, кто чересчур «высовывается», называют карьеристами, и это слово в нашем случае имеет негативный оттенок. Поэтому перед тем, как разрабатывать свой личный план покорения карьерных высот, стоит хорошо продумать все шаги, при этом всегда делая скидку на российский менталитет. И не забывать в любой, даже самой щекотливой ситуации оставаться человеком.<br /> <br /> Михаил ЕРЕМИН, менеджер по персоналу:<br /> <br /> Я считаю, что конкурентная среда в коллективе – это одно из условий успешного развития компании. При наличии конкуренции остальные сотрудники тянутся за лидером, стремятся к тому, чтобы и самим достичь чего-то. А представьте себе компанию, между сотрудниками которой нет конкуренции – независимо от того, работаешь ты или просто тратишь рабочее время на разные глупости, в результате получаешь одинаково. Это расслабляет, а люди, к сожалению, по своей природе очень ленивы, и если они понимают, что могут, ничего не делая, получать столько же, сколько и работая в поте лица, то вряд ли они выберут второе. Поэтому конкуренция необходима.<br /> <br /> Константин ЯШИН, консультант по построению бизнеса:<br /> <br /> На мой взгляд, конкуренция конкуренции рознь. Если она создает в коллективе нездоровую обстановку, вызывает между сотрудниками неприязнь и агрессию, то это только вредит работе. В то же время, здоровая конкуренция, когда каждый знает, что завтра он может стать лучшим и все зависит только от него, является естественным стимулом повышения качества труда. Поэтому конкуренцию необходимо формировать правильно. Тем, кто не умеет этого делать, лучше от нее отказаться или пригласить специалиста, который сможет оказать качественные услуги по созданию здоровой конкуренции между сотрудниками.<br /> <br /> Елизавета ПРОХОРОВА, менеджер по персоналу:<br /> <br /> Создавать конкуренцию на работе стоит непременно. Однако, поскольку это палка о двух концах, которая может как навредить, так и принести пользу, то делать это следует максимально осторожно. Конкуренция должна быть направлена на развитие личностных и профессиональных качеств сотрудника, а не на то, чтобы одни получали больше, чем другие. Поэтому, чтобы эффект был положительным, конкуренция должна быть прозрачной – каждый сотрудник должен знать, что именно он должен сделать, чтобы получить бонус. А также честной – если заслужил бонус, значит, должен его получить.<br /> <br /> Елена САВИЧЕВА, менеджер по персоналу:<br /> <br /> Мой опыт показывает, что от конкуренции на работе лучше отказаться. По крайней мере, попытаться свести ее к минимуму. Потому что основная задача работника – качественно и профессионально выполнять свои функции, а не гнаться за призрачным, а порой и сомнительным лидерством. К тому же у конкуренции есть еще один аспект – рано или поздно она обязательно перерастает в личную неприязнь и становится причиной конфликтов в коллективе. Мало кто может сказать себе: «Иванов лучше меня, потому что больше работает», обычно люди считают, что «Иванов достиг всего нечестно – просто руководитель ему симпатизирует, а мне – нет». В результате появляется агрессия, направленная лично против Иванова, хотя он действительно лучший. На мой взгляд, гораздо уместнее ввести систему личных поощрений сотрудников, не зависящих от достижений коллег.<br /> <br /> Наталья КРУТЬ, медиахолдинг «Пронто-Москва» |