»Профессия: перезагрузка
» http://gelyon.ru/page.php?id=280

* Наталью Белову всегда считали творческой личностью – с 12-ти лет она играла в молодежном театре «Апрель», после школы поступила на факультет телевизионной журналистики, где с первых же дней прославилась своим умением работать в кадре. Но прошло два года, и Наталья совершенно неожиданно впала в депрессию. Бросила институт, перестала появляться на журналистских «тусовках», не отвечала на звонки бывших однокурсников. Постепенно о ней забыли. Но через три года Наталья напомнила о себе – теперь она превратилась в успешную бизнес-леди, владелицу дизайн-салона «Оранжевый кот». Она совершает деловые поездки по всему миру, а ее салон ежедневно обретает новых клиентов. <br />
<br />
<br />
Эта история закончилась вполне благополучно, ведь героиня смогла определиться с выбором сферы деятельности достаточно быстро – она встала на «верную дорожку» всего лишь со второй попытки. Бывают и другие варианты «самодиверсификации».<br />
<br />
Что это такое?<br />
Под диверсификацией понимают развитие, расширение, выход на новые рынки. Надежда Ляховская, заместитель директора по маркетингу и рекламе КА «ВИЗАВИ Консалт», полагает, что этот термин можно применить и по отношению к отдельной личности. В этом случае диверсификация может подразумевать как смену отрасли, так и смену специальности. Первый вариант встречается довольно часто. Например, работа специалиста связана с наработанной клиентской базой. Если он уходит на другой рынок, эта база теряет свою актуальность, ведь меняя отрасль, человек должен будет приобрести новый массив знаний, навыков, контактов. Тем не менее, есть немало специалистов, которые переходят из компании в компанию, следуя за «перспективными», «высокооплачиваемыми» отраслями. Некоторые области (например, рынок IT) достаточно закрыты к «пришельцам» из других, несмежных сфер. С другой стороны, бурное развитие новых для нашей страны отраслей деятельности, таких, например, как девелопмент, рекрутмент, обычно всегда сопровождаются нехваткой высокопрофессиональных кадров. Понятно, что в этой ситуации отрасли легче принимают людей «извне».<br />
«Диверсификация как смена специальности не так популярна», - замечает Надежда Ляховская. Она наиболее вероятна, когда человек находится в самом начале своего профессионального пути и еще «не нашел себя», как, например, Наталья Белова. Кроме того, определенная диверсификация происходит в результате карьерного роста человека. Допустим, он был рядовым менеджером по продажам, а со временем стал руководителем отдела продаж. В принципе, решиться на полную смену профессии достаточно сложно, поскольку при этом опыт специалиста практически всегда обнуляется. Соответственно, его шансы найти работу на новом поприще, не потеряв при этом в статусе и в зарплате – очень малы. Как правило, если человек действительно принял решение сменить область деятельности или профессию, то, значит, в определенной степени он готов идти на понижение.<br />
<br />
<br />
* Николай долгое время проработал в алкогольной компании, «вырос» в ней от рядового сотрудника до коммерческого директора. Приняв непростое решение уйти из компании, он решил сменить и отрасль, т.к. не хотел работать в конкурирующей структуре. Тем не менее, спустя какое-то время Николай вынужден был устроиться в другую алкогольную фирму, потому что сменить отрасль ему так и не удалось. Причина очевидна: для того чтобы претендовать на должность такого же уровня в другой отрасли, нужно досконально знать ее специфику. А начинать «с нуля», существенно теряя в зарплате и понижаясь в должности, Николаю уже не хотелось. <br />
<br />
<br />
Поэтому неудивительно, что чаще всего на рынке встречается так называемая «частичная диверсификация». Например, когда менеджер по маркетингу становится менеджером по рекламе, т.е. переходит в смежную область, в которой находят применение его умения, навыки, образование, опыт. Или когда верстальщик становится дизайнером (иногда через промежуточную ступень - должность дизайнера-верстальщика). По мнению Надежды Ляховской, в подобных случаях у специалиста всегда остается возможность найти желаемую вакансию, равноценную по уровню вознаграждения и месту в служебной иерархии.<br />
<br />
Причины внешние и внутренние<br />
Нередко диверсификация оказывается вынужденной мерой. К примеру, если в компании (или отрасли) случился кризис и «полетели головы», тем, кто все же остался в строю, приходится либо брать на себя дополнительные функции, либо менять поле деятельности.<br />
<br />
<br />
* Когда пару лет назад повсеместно заработал закон о сокращении количества игорных заведений, компании, производящие игровые автоматы, были вынуждены диверсифицировать бизнес и заняться выпуском автоматов по продаже жевательной резинки, напитков или печатной продукции. Понятно, что сотрудники этих компаний должны были переучиваться, осваивать новую сферу деятельности – не только постигать специфику производства, но и нарабатывать новые связи, рынки сбыта и т.д. <br />
<br />
<br />
А когда же человек «диверсифицируется» по собственной воле? В первую очередь, тогда когда его не покидает чувство неправильного выбора профессии, когда нарастает неудовлетворенность работой, раздражает отсутствие возможности самореализации. Вторая причина диверсификации – ощущение, что в своей деятельности уже покорены все вершины, что больше нечего хотеть, все уже сказано, сделано, и некуда двигаться дальше. Третья причина – кризис среднего возраста, период, когда происходит переоценка ценностей, возникает понимание, что время уходит, и желание прожить остаток жизни максимально полноценно. Иногда все три причины совпадают по времени и усиливают ощущение неудовлетворенности и желание перемен.<br />
<br />
<br />
* Надежда Ливчак всегда хотела рисовать, училась этому долгие годы, но не могла бросить преподавательскую работу, поскольку в период репрессий осталась одна с маленьким сыном и должна была обеспечивать семью. Отдаться своему призванию она смогла только в 55 лет, когда вышла на пенсию. В очень короткие сроки Надежда стала членом Союза художников, получала много заказов от музеев и частных лиц и до самой смерти в 93 года продолжала писать и восхищать своим творчеством всех, кто ее окружал. <br />
<br />
<br />
К чему лежит душа?<br />
Что же делать, если вы чувствуете, что ситуация внутри или снаружи все больше подталкивает вас к переменам? Елена Бабиевская, директор Психологического Центра на Пятницкой, советует, прежде всего, не торопиться, а подумать, как давно вы стали чувствовать душевный дискомфорт, проанализировать причины - не является ли ваше желание «бросить все» лишь следствием конфликта на работе, сезонной депрессии или тривиальными домашними неурядицами. Самое главное – понять, чего вы хотите, к чему у вас лежит душа, какие таланты вы не можете реализовать. Может быть, что-то реально изменить в вашей нынешней деятельности? «По-моему, Виктор Франкл сказал, что даже работу медсестры можно сделать творческой, если постараться», – говорит Елена.<br />
Если вы любите свою профессию, но она не приносит вам денег, можно подумать, как, не бросая ее, эти деньги заработать. «Я знаю нескольких пожилых химиков, которые нашли дополнительные источники заработка, освоив сверхсовременное диагностическое оборудование и выполняя платные заказы», - добавляет Елена. Но деньги далеко не всегда являются главным мотивирующим фактором, ведь в каждом человеке заложено желание творчества и стремление к самореализации. Если вы чувствуете, что ваша душа решительно не лежит к тому, чем вы сейчас занимаетесь, и понимаете, чего хотите на самом деле, - ищите пути реализации своих талантов.<br />
<br />
<br />
* До перестройки Елена Бабиевская работала химиком, потом сидела дома с маленьким ребенком. Тем временем «снаружи» все быстро рушилось и изменялось. Заработать в прежней профессии стало невозможно, да уже и не хотелось. Елена стала искать интересную для нее сферу деятельности и в результате выбрала психологию. Сначала она хотела заниматься диагностикой, училась в институте и работала в кадровом агентстве. Потом возникло большое желание заняться психотерапией, и Елена получила еще одно, специальное психотерапевтическое образование. Сначала работала в психологическом центре, потом открыла свой собственный центр. Параллельно ей пришлось осваивать профессию администратора и, частично, бухгалтера. <br />
<br />
<br />
Потом, когда бизнес наладился, появилось желание… писать. «Год я писала статьи в журнал «9 месяцев», вела рубрику для будущих дедушек и бабушек. Потом, когда поняла, что сказала уже все, что могла и хотела, завершила работу в журнале и вместе с моими коллегами написала книгу по психологии «Он и Она. Любовь в вопросах и ответах»», - рассказывает Елена. Сейчас она думает - а что же дальше? Может быть, каждому из нас стоит время от времени задавать себе этот вопрос?<br />
Автор: Елена ГРИГОРЬЕВА<br />
Источник: &quot;Элитный персонал&quot; №42 (530), 30 октября