»Компенсационный пакет сегодня, или как компании объясняются в любви к своим сотрудникам
» http://gelyon.ru/page.php?id=94

Опции социального пакета - это своего рода привилегии, которые демонстрируют сотруднику его значимость для компании. Естественно, на уровне среднего и топ-менеджмента эти привилегии становятся необычайно важными. От правильного точечного решения часто зависит, удастся надолго удержать высококвалифицированного сотрудника или нет.<br />
<br />
Антон Скакодуб, специально для ИА &quot;Клерк.Ру&quot;.<br />
<br />
В профессиональной среде нет единого понимания того, что подразумевается под социальным, а что под компенсационным пакетом. Договоримся использовать оба понятия как синонимы. И заметим, можно утверждать, что социальный пакет уже корпоративного и включает в себя только два вида непрофессиональных компенсаций – медицинское и пенсионное страхование.<br />
<br />
Каковы очевидные преимущества социального пакета в целом? Он позволяет добиться индивидуального подхода к каждому сотруднику. В идеале именно специалист, а не работодатель, должен выбирать приемлемые, интересные ему условия. Одно из самых модных направлений в управлении персоналом – предоставление бесплатных консалтинговых услуг, которые позволяют сформировать программу по наполнению социального пакета с учетом отраслевой и внутрикорпоративной специфики компании.<br />
<br />
Однако у компенсационных пакетов есть и безусловные недостатки. Важнейший из них связан со страхованием. Российские компании часто вынуждены спорить и мириться с политикой страховых агентств, которые склонны, по мнению многих кадровиков, необоснованно завышать цены.<br />
<br />
Тренды<br />
<br />
Отечественный производитель вряд ли может поспорить с западными компаниями в плане организации компенсационных пакетов. И тем не менее, ведущие HR-специалисты научились предлагать и реально предоставлять топ-менеджерам прекрасные соцпакеты. Так, по данным исследований Ward Howell International, 86 % ведущих российских компаний предоставляют менеджерам среднего и высшего звена компенсацию, не уступающую аналогам в западных компаниях. Приведенным данным вторят исследования портала E-xecutive, показавшие, что 65 % всех соискателей при выборе работодателя ориентируются именно на отличную компенсацию и хороший соцпакет.<br />
<br />
В среде HR-менеджеров устойчиво сложилось представление о том, что для повышения мотивации эффективнее лучше увеличить объем нематериальных компенсаций, нежели поднять заработную плату на 100 у. е. Этому есть свое экономическое обоснование. Скажем, обеспечение летнего отдыха детей сотрудника с помощью путевок в оздоровительные лагеря может обойтись в 300-500 у. е. в год и будет воспринято специалистом исключительно высоко. В то же время альтернативное, равное по стоимости, повышение зарплаты на 50 у. е. в месяц может стать попросту оскорбительным.<br />
<br />
То же касается туристических путевок и коллективных договоров с фитнес-центрами. В экономическом плане они оказываются заметно более выгодными, а в психологическом – на порядок более эффективными. И волки сыты, и овцы целы.<br />
<br />
Базовые опции<br />
<br />
Еще несколько лет назад под полным социальным пакетом подразумевалась гарантия 28 дней оплачиваемого отпуска и полное соблюдение норм трудового законодательства. Сейчас такой пакет считается соискателями, мягко говоря, неконкурентным. Выбор резко увеличился.<br />
<br />
Что входит в современный российский компенсационный пакет? Базовые услуги, наиболее популярные и считающиеся топ-менеджерами предоставляемыми «по умолчанию», - это медицинская страховка, мобильная связь, обеспечение питания и оплата транспортных расходов.<br />
<br />
Различные виды страхования – популярное средство стимулирования. Сейчас медицинская страховка стала настолько привычной составляющей компенсационных пакетов, что многие HR-менеджеры справедливо называют ее «гигиеническим фактором». Если эта опция отсутствует, работодатель уже сейчас выглядит странно и выпадает из поля конкуренции.<br />
<br />
В России распространено медицинское страхование, но западные компании предлагают еще и страхование жизни и здоровья, а также различные системы пенсионного обеспечения. Притом на Западе до 50 % стоимости социального пакета, как считают аналитики, приходится именно на страховку.<br />
<br />
Одна из самых популярных услуг - оплата мобильной связи, ее могут позволить себе даже мелкие и средние компании. При этом для сотрудника важно, полностью ли покрываются расходы на связь, предоставляет ли компания телефон или просто оплачивает затраты. Естественно, все работники любят, когда им предоставляется полная свобода мобильного общения – в виде безлимитных тарифов на местную связь. В таком случае по окончании рабочего дня они могут общаться по личным вопросам за счет организации, а во вторых<br />
<br />
Питание во время работы тоже популярно, однако для организации корпоративной кухни требуются внушительные затраты. Как правило, это под силу крупным промышленным предприятиям численностью сотрудников от 400 человек. Причем многим компаниям кафе с кухней подарило советское прошлое.<br />
<br />
Общепиты и машины<br />
<br />
Содержание столовой – накладное дело, сопоставимое с организацией общепита. Вся разница в том, что на корпоративном питании – особенно если помещения столовой расположены на корпоративной территории и ввиду своей закрытости не позволяют в вечернее время окупаться за счет внешних клиентов. Но есть и другой, более простой вариант предоставления офисных обедов. Компания может заключить договор с одним из близлежащих кафе или ресторанов, отдав, таким образом, предоставление питания на аутсорсинг, либо официально объявить сотрудникам о размерах ежедневной компенсации обедов сверх заработной платы.<br />
<br />
Транспортные расходы для персонала низшего и среднего звена компенсируются в виде оплаты абонементных проездных документов. В отношении топ-менеджеров принято компенсировать издержки на бензин и, что в равной мере приятно для специалиста и затратно для компании, даже предоставлять автомобиль в личное пользование.<br />
<br />
Как свидетельствуют аналитики, более 75 % всех отечественных менеджеров охвачены тремя базовыми опциями социального пакета, т. е. медицинской страховкой, оплатой связи и транспортными расходами. Менеджеры высшего звена о них даже не спрашивают, поскольку их наличие – простое правило хорошего тона. Соответственно, специалист высшего звена даже не задумывается, куда пойти обедать или как добраться до нужного места. За него все решают эйчары и администраторы