»На пути к «зрелому» потреблению
» http://gelyon.ru/page.php?id=515

Свое мнение о кризисе обычно высказывают различные эксперты, а что думает о нем население? Как кризис влияет на поведение потребителей?<br />
<br />
<br />
<br />
На сегодняшний день на уровне общественных оценок можно сказать, что наиболее драматический период кризиса мы уже прошли. Сейчас мы проходим точку, непонимания, в особенности на бытовом уровне, относительно посткризисных сценариев развития. Но на потребителей влияют, прежде всего, информация различных СМИ и негативные явления, с которыми они сталкиваются лично – ограничение доходов, безработица, рост цен, что порождает неуверенность в завтрашнем дне и резко влияет на потребительское поведение, на стратегию расходов, на приоритеты покупок. Сейчас наиболее оптимистичные стратегии расходов и покупок резко сократились в сторону сдержанных и даже пессимистических.<br />
<br />
<br />
<br />
Растут ли кризисные настроения в обществе в связи с ростом новым ростом цен на продукты питания?<br />
<br />
<br />
<br />
В период начала кризиса для российской экономики в третьем квартале 2008 г. 91% опрошенных отмечали рост цен за последний месяц. К августу 2010 г. этот показатель сократился до 58%, и возникло ощущение того, что кризис в этом плане мы уже победили. Однако затем число опрошенных отмечающих рост цен вновь резко выросло до кризисного уровня – 85%, характерного для 4 квартала 2008 и января 2009 г. Первоначальным толчком к этому послужила информация о неурожае, которая обсуждалась и распространялась в различных экспертных источниках, СМИ, блогах и частных разговорах. Дополнительным фактором стало решение правительства о запрете экспорта зерна и различные сюжеты в СМИ на тему: «Достаточно ли зерна для внутреннего спроса?» На политику «успокоения» реакция населения зачастую прямо противоположная. Люди стали волноваться и бросились закупать продукты.<br />
<br />
<br />
<br />
Как обстоят дела с ростом цен на сегодняшний день?<br />
<br />
<br />
<br />
В отличие от Росстата, мы сами не отслеживаем цены на продукты питания, но, по мнению 86% опрошенных, рост цен продолжается. По сравнению с июлем в 8,5 раз выросло число тех, кто отметил рост цен на крупы/макаронные изделия, заметен рост по сахару, хлебобулочным изделиям, молоку. Меньший рост отмечен для плодоовощной продукции. В первую очередь рост цен характерен для тех продуктов питания, где зерно является сырьем, а вторая волна роста цен накрыла те продукты, где зерно было сопутствующим товаром, например в виде комбикормов, поэтому подорожали мясо и птица. По непродовольственным товарам тоже были скачки цен, например на одежду и обувь, но теперь идет откат назад. Думаю, это были общие инфляционные ожидания, связанные с продовольственными и непродовольственными рынками. Видимо, наконец то возымели свой эффект меры по контролю роста цен, которые предпринимали и государство, и общественные организации. Например, жители Калининградской области собирались в небольшие отряды, следили за ценниками и информировали об этом Федеральную антимонопольную службу, поскольку в большинстве случаев для роста цен не было никаких объективных причин.<br />
<br />
<br />
<br />
Как россияне предпочитают тратить свои кровные?<br />
<br />
* 49% респондентов тратят все деньги сразу и ничего не откладывают. Такое поведение обычно присуще людям со средним уровнем благосостояния и доходами ниже среднего.<br />
* 32% опрошенных, в основном люди со средним доходом, тратят все на текущие нужды, а что осталось – откладывают.<br />
* 14% людей сначала откладывают деньги на крупные покупки, а потом тратят остальное на текущие нужды.<br />
<br />
Как научиться рационально распоряжаться своими финансами?<br />
<br />
<br />
<br />
Для этого надо владеть некоторыми социальными навыками, например: искать и анализировать нужную информацию (где продается, какие проводятся акции, когда будут распродажи и т.д.), уметь распланировать свои покупки и ограничивать ненужные расходы, как, например, спонтанные покупки под влиянием эмоций или различных рекламных акций. Можно покупать вещи заранее: зимние – летом, а летние зимой. И даже купленную спонтанно вещь можно в течение 2-х недель вернуть обратно в магазин, если об этом знать и сразу не срывать ярлыки, а подумать, действительно ли она нужна. Нужно уметь просчитывать возможный риск и в отношении различных потребительских кредитов. Нередки случаи, когда люди, которым казалось, что они наконец-то обрели финансовую свободу – получили возможность купить себе телевизор, мобильный телефон, да еще поездку в Тайланд – накладывали непомерную финансовую нагрузку не только на себя, но и на свои семьи.<br />
<br />
<br />
<br />
Умеют ли россияне планировать свои расходы?<br />
<br />
<br />
<br />
На вопрос «Планируете ли Вы заранее Ваши будущие расходы?» 36% респондентов ответили, что не планируют, 56% планируют на небольшой срок – до года, на более длительный период – всего 5%. Но это в среднем по всем социальным группам. Среди предпринимателей практика планирования своих расходов свойственна уже 15% – это связано со спецификой их деятельности, которая приучает их составлять такой инвестиционный план. Это удается не каждому, но это признак потребительской зрелости. А в целом, к сожалению, рынок у нас незрелый – не потому, что отсутствуют какие-то товары или услуги, просто потребители пока еще не осознают необходимости разрабатывать собственные стратегии потребительского поведения. Можно и не изобретать что-то свое, простое внимание к опыту других позволит найти такие стратегии и взять любую из них на вооружение. Если человек этим не интересуется, такие стратегии навязываются ему без его желания, например через СМИ и рекламу. Очень любопытен опыт других стран, обществ с иными традициями и практиками поведения. Например, в Китае граждане объединяются в большие группы в сотни человек, чтобы, чтобы покупать для себя товары по оптовым, т.е. в итоге более низким ценам.<br />
<br />
<br />
<br />
Есть надежда, что россияне смогут обрести свою «потребительскую зрелость», ведь они имеют огромный опыт выживания во время многочисленных кризисов прошлого?<br />
<br />
<br />
<br />
На самом деле прошло не так уж много времени, чтобы новые модели потребительского поведения широко распространились. Я полагаю, что смена моделей произойдет только после достаточного периода развития рыночных отношений в нашей стране. Готовность к риску, консерватизм, наличие предпринимательских способностей – эти свойства человеческой природы в первую очередь влияют на формирование моделей потребительского поведения. Наши исследования показывают, что есть особая социальная группа, порядка 12–15 % населения, которую можно обозначить как «Люди-XXI». Это те, кто наиболее активно осваивает современные практики – пользование компьютером, интернетом, кредиты, банковские карты и др. Они постоянно расширяют свои горизонты, ездят за рубеж, владеют иностранными языками, занимаются спортом, получают дополнительное образование. Пусть эта группа и невелика, но именно она является локомотивом распространения новаций в обществе. Именно среди представителей этой группы чаще всего можно встретить модели потребительской зрелости и прагматичности.<br />
<br />
<br />
Записал Андрей РЯБОВ, медиахолдинг «Пронто-Москва»