»Типы карьеры: руководитель
» http://gelyon.ru/page.php?id=355

Путь в кресло руководителя по праву считается наиболее спорным типом карьеры: никакой другой ее вариант не вызывает у окружающих одновременно столько зависти, восхищения и страха; никакой другой вариант не приносит ее сторонникам столько денег, полномочий и сердечных приступов. Почему?<br />
<br />
Особенности<br />
<br />
<br />
<br />
В классической науке выделяют 4 основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Но суть руководства в конечном счете сводится к балансу 2 понятий: власть и ответственность. «Правильное» соотношение того и другого и определяет успех сотрудника на руководящей должности. А перекос в сторону власти или ответственности вызывает большую часть драматических эффектов в жизни менеджера: назначений, переводов, выговоров и отставок.<br />
<br />
Принято выделять 3 вида руководителей:<br />
<br />
<br />
<br />
*<br />
Оперативный менеджмент (низшее звено). Руководители этого звена максимально приближены к исполнителям и специалистам и осуществляют ежедневное управление «на местах».<br />
*<br />
Стратегический менеджмент. К нему относятся руководители высшего звена, которые определяют общее направление развития компании и составляют долгосрочные планы.<br />
*<br />
«Средний менеджмент», основная функция которого - перевести стратегические цели в тактические задачи, т.е. фактически это руководители-посредники, передающие сверху вниз управленческий импульс-план, а снизу вверх - обратную связь по достигнутым результатам.<br />
<br />
<br />
<br />
Рост менеджера от низшего звена управления к высшему, на первый взгляд, воспринимается как естественный. Но на самом деле между этими звеньями существует качественная разница: при повышении увеличивается «вес» функций планирования и мотивации в ущерб организации и контролю, т.е. на каждом последующем уровне руководитель должен немного (или совсем) по-другому расставлять приоритеты, мыслить и действовать.<br />
<br />
<br />
<br />
Поэтому именно при вертикальных переходах в системе может произойти «сбой»: не каждому менеджеру под силу (да и захочется) осваивать новые подходы и отказываться от старых. Особенно тяжело руководителям дается сокращение функции контроля - отсюда и «хроническая» неготовность делегировать полномочия, погубившая в России уже не один бизнес. Поэтому при планировании этого типа карьеры важно реалистично оценивать свой уровень притязаний и готовность к дальнейшему развитию.<br />
<br />
<br />
<br />
Но любого руководителя характеризуют одни и те же черты:<br />
<br />
<br />
<br />
*<br />
ориентация на командный результат. Все успехи и неудачи коллектива руководитель совершенно естественно воспринимает на свой счет - он искренне верит в великое слово «МЫ»;<br />
*<br />
наличие способности и, что еще важнее, потребности командовать и подчиняться. Менеджер готов добровольно отдать часть своей свободы выбора вышестоящему начальнику, потому что считает, что серьезные проекты можно реализовать, только организовав труд нескольких людей (причем для него - чем больше, тем интереснее!);<br />
*<br />
уважение к иерархической (властной) структуре. В наше время, в демократическом обществе, об этом говорить не принято.<br />
<br />
<br />
<br />
Но человек, склонный к карьере руководителя, в глубине души не согласен с утверждением: «Все люди рождаются равными». На самом деле он уверен: люди рождаются НЕ равными. Они делятся на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Его внутреннее убеждение именно таково, хотя он не обязательно его озвучивает (или даже полностью осознает).<br />
<br />
<br />
<br />
Плюсы<br />
<br />
<br />
<br />
Плюсы такой карьеры привлекают к ней очень многих сотрудников, в том числе и тех, кому она противопоказана. Это такие бонусы, как наличие властных полномочий, престиж высокого социального положения, большой оклад. И еще осознание своей лидирующей роли в реализации по-настоящему масштабных проектов. Ведь даже самый талантливый специалист не сможет в одиночку запустить ракету в космос или разобрать завалы от землетрясения - тут нужна координация труда многих людей, а следовательно, и руководитель. Так что последнему есть, чем гордиться.<br />
<br />
<br />
<br />
Минусы<br />
<br />
<br />
<br />
К минусам руководящих должностей относятся, например, ненормированный рабочий день. В отличие от рядового сотрудника руководитель часто не может себе позволить отключить телефон даже на выходные. На его плечи в конечном счете ляжет ответственность за любую внештатную ситуацию или форс-мажор.<br />
<br />
<br />
<br />
Эта повышенная ответственность (материальная и моральная) и связанное с ней постоянное психологическое напряжение являются другим важным минусом такой карьеры, а заодно и причиной большинства начальнических инфарктов.<br />
<br />
<br />
<br />
Для руководителя также почти неизбежна потеря профессиональной квалификации, ведь он, в отличие от своих подчиненных, больше не решает узкоспециализированных задач, а руководит бизнес-процессами. Само по себе это не опасно, кроме случаев, когда управленческая карьера оказывается для человека ошибкой, и он пытается снова встать на путь специалиста, но понимает, что его знания и навыки уже устарели.<br />
<br />
<br />
<br />
Подводные камни<br />
<br />
<br />
<br />
Среди неявных опасностей этого типа карьеры можно выделить наличие управленческого «прокрустова ложа» - довольно жесткое ощущение двойного давления со стороны как непосредственного руководства, так и подчиненных. Практически каждый руководитель должен, так или иначе, согласовывать в своей деятельности интересы 2 «смежных» ему уровней иерархии (одного сверху и одного снизу), которые часто противоречат друг другу. Например, решение о сокращении штатов, принятое топ-менеджментом, персоналу сообщит их непосредственный начальник - и он же составит списки на увольнение. В то же время отстоять повышение зарплаты ценному сотруднику, преодолевая естественное желание собственников сэкономить затраты, тоже его задача. В связи с этим руководитель часто оказывается «крайним» в ситуациях, на которые он, по большому счету, почти не может повлиять.<br />
<br />
<br />
<br />
Вторым «подводным камнем» является вольная или невольная вовлеченность любого менеджера в корпоративную политику. Там, где есть власть (а полномочия дают большую власть), за эту власть всегда ведется борьба: в компании возникают интриги, манипуляции, неформальные альянсы и проч. и проч. Перед руководителем встает выбор: или потерять свою должность, или предпринять контршаги, причем открытая конкуренция с противником часто невозможна.<br />
<br />
<br />
<br />
И человек, к своему удивлению, совершает такие действия, за которые он еще год назад сам гневно осуждал окружающих. Конечно, для его самооценки это бесследно не проходит.<br />
<br />
<br />
<br />
Кому подходит<br />
<br />
<br />
<br />
Карьера руководителя подходит вам, если вы разделяете указанные выше особенности мировоззрения менеджера. И, кроме того, если вы:<br />
<br />
*<br />
ненавидите/ презираете роль узкого специалиста.<br />
*<br />
настолько энергичны и убедительны, что даже незнакомые люди (продавщица в магазине, секретарь в чужом офисе) почему-то послушно выполняют ваши указания.<br />
*<br />
в сложной ситуации предпочитаете действовать, а не размышлять.<br />
*<br />
не боитесь конкуренции; напротив, она мотивирует вас на борьбу.<br />
*<br />
давая одно и то же задание 2 сотрудникам, часто совершенно по-разному строите с ними свою беседу.<br />
<br />
<br />
<br />
Противопоказания<br />
<br />
<br />
<br />
Бороться за кресло руководителя не стоит, если:<br />
<br />
*<br />
больше всего на свете вы цените гармоничные отношения с окружающими и всячески стремитесь избегать конфликтов.<br />
*<br />
вам хотелось бы найти один универсальный способ воздействия на всех подчиненных.<br />
*<br />
вы предпочитаете работать самостоятельно, а не в команде.<br />
*<br />
и уверены, что справедливо оценить сотрудника можно только по индивидуальному, а не коллективному результату.<br />
*<br />
вы искренне ненавидите иерархическую систему.<br />
*<br />
вы верите, что лучший руководитель - это друг своих подчиненных, и хотели бы таковым стать.<br />
<br />
Как вырасти?<br />
<br />
<br />
<br />
Основное направление вашего роста - строго вверх. Поднимайтесь по карьерной лестнице внутри своей компании, осваивая новые функции среднего или высшего менеджмента.<br />
<br />
<br />
<br />
Другой путь - перейти в более мелкую компанию с одновременным повышением должности, оплаты и ответственности за результат.<br />
<br />
<br />
<br />
Либо, напротив, сменить компанию на более крупную (например, транснациональный холдинг). С одновременным «спуском» на одну ступень иерархии (хуже, если 2 и более) и получением более серьезной карьерной перспективы на будущее.<br />
<br />
<br />
<br />
И напоследок, пару слов о «предпринимательском искушении» менеджера. Как показывает практика, мысль об открытии своего дела посещает большинство руководителей. Но уходить в частный бизнес, успешно работая на управленческой должности, далеко не всегда целесообразно. Ведь при этом кардинально меняется тип карьеры, который требует от человека совершенно других установок и компетенций.<br />
<br />
<br />
<br />
Бизнес - ваш вариант, если вы, волею судеб, уже приобрели успешный опыт «внутреннего» предпринимателя, с нуля открывая новые направления/ филиалы и самостоятельно привлекая к ним клиентов.<br />
<br />
<br />
<br />
Если этого опыта нет, дважды подумайте, стоит ли рисковать вашей престижной карьерой. Ведь, скорее всего, одним из главных мотивов ее выбора для вас было стремление работать в рамках четкой и относительно стабильной управленческой структуры.<br />
<br />
<br />
<br />
А в бизнесе результат гораздо более непредсказуем, чем в иерархических перемещениях.<br />
<br />
<br />
<br />
По материалам сайта «ПРОдвижение»